Владимир Катренко предпочел модифицировать идеи генпрокурора.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Вчера вице-спикер Госдумы Владимир Катренко подвел первые итоги деятельности возглавляемой им комиссии по проблемам Северного Кавказа. Создана она была чуть более года назад после событий в Беслане и должна была проанализировать основные проблемы в социально-экономической, межэтнической, межконфессиональной, правоохранительной и прочих сферах страны.
Вице-спикер представил депутатам многочисленные предложения, которые должны улучшить жизнь граждан в южных регионах России, а также огласил некоторые законодательные инициативы комиссии, которые помогли бы борьбе с главным местным злом – терроризмом. Впрочем, как оказалось, некоторые из идей Катренко предпочел опустить. Например, в проекте его доклада, с которым имел возможность ознакомиться корреспондент «НГ», есть предложение восстановить в Уголовном кодексе такой вид дополнительного наказания, как конфискация имущества как раз для преступлений, связанных с терроризмом.
Однако на думском заседании Катренко ничего подобного не рассказал. Не стал он зачитывать и ту часть своего доклада, в которой утверждалось, что «необходимо разработать и принять проект закона о внесении изменений в закон о чрезвычайном положении в части введения отдельного вида ЧП, вызванного возникновением острой криминогенной обстановки и явной угрозой террористических актов, – с изложением специальных мер по их ликвидации и закрытого перечня необходимых временных ограничений отдельных прав и свобод граждан».
Напомним, что последнее предложение – о введении особых режимов, связанных не просто с терактом, а даже с его предварительной угрозой, – одобрено в первом чтении в тексте законопроекта о противодействии терроризму. Именно эта часть проекта подверглась существенной критике со стороны Главного правового управления президента и в настоящий момент – в ходе подготовки закона ко второму чтению – из него исключена.
Что же касается конфискации имущества террористов, то зампред думского комитета по безопасности Виктор Илюхин в интервью «НГ» отметил, что не комиссия Катренко является автором этой идеи. Он напомнил, что с ней даже в более расширенном виде – с конфискацией имущества не только самих террористов, но и их родственников – на Охотном Ряду выступал генеральный прокурор Владимир Устинов, что, по мнению депутата, «было непозволительно для главного законника страны».
В то же время Илюхин подчеркнул, что именно «Единая Россия» в свое время проголосовала за либерализирующие УК инициативы президента, среди которых было и упразднение конфискации как вида наказания. Независимый депутат Светлана Горячева, сама бывший прокурорский работник, в принципе поддержала восстановление конфискации. «Это гораздо эффективнее, чем нынешние штрафы», – отметила она, впрочем, согласившись с тем, что на Северном Кавказе такая мера может быть использована и для сведения счетов между различными кланами.