В России появился новый контрольно-надзорный орган, который намерен отобрать часть полномочий у Счетной палаты. Речь идет о Федеральной службе по оборонному заказу (ФСпОЗ), образованной указом президента в начале нынешнего года. Как заявил «НГ» директор новой службы Андрей Бельянинов, контроль за всей финансовой, экономической и коммерческой деятельностью Минобороны и других оборонных ведомств, а также предприятий ВПК «в сфере исполнения гособоронзаказа будет осуществляться исключительно специалистами службы ФСпОЗ, а не аудиторами Счетной палаты».
Андрей Бельянинов прозрачно намекает, что на этот счет у него достигнута договоренность с ведомством Сергея Степашина. Однако получается, что в лице службы по оборонзаказу военное ведомство будет контролировать, в частности, само себя. С одной стороны, по указу главы государства «руководство деятельностью Рособоронзаказа осуществляет президент Российской Федерации». Но, по словам Бельянинова, эти функции президент «переложил на главу Минобороны РФ Сергея Иванова», а в положении о службе записано, что Рособоронзаказ находится в ведении Минобороны РФ.
Согласно теории управления, такая система не всегда бывает достаточно эффективной. Хотя уже сейчас понятно, что новая структура Минобороны со временем будет все больше влиять не только на экономику, но и на политику в стране. Доведение контрольных функций Рособоронзаказа до статуса СП для экономического и промышленного сообщества России – безусловно, новость номер один. Суммарный объем государственного оборонного заказа (ГОЗ) только на этот год равен 422 млрд. руб., а в будущем году он будет на 20–25% больше. ГОЗ составляет и будет составлять шестую часть всех запланированных в бюджете страны расходов.
Для российских производителей немаловажно, кто и как будет контролировать их продукцию. Ведь производство и закупка всевозможных, в том числе и очень дорогостоящих видов горюче-смазочных материалов, материи, пошив военной формы, обуви, строительство, снабжение продовольствием и т.п. – все это в Гособоронзаказе составляет более 65%. И лишь 188 млрд. руб. составляют в нем собственно затраты по вооружению и военной технике.
До недавнего времени вся конкретная работа по ГОЗ, связанная с производством и распределением ресурсов для армии, находилась в ведении различных правительственных структур. А реально – в компетенции силовых ведомств, и в первую очередь Минобороны РФ, на которое приходится более 60% объема ГОЗ. Не секрет, что порой часть из средств гособоронзаказа разворовывалась, а в войска поступала низкосортная продукция – несмотря на то что по-прежнему на предприятиях действовал оставшийся еще с советских времен институт военных представителей (военпредов). И вот, видимо, чтобы навести здесь порядок и максимально исключить негативные факты, связанные с исполнением ГОЗ, и ввел президент в этом году новую структуру – специальную Службу по оборонзаказу. Ее штат без учета персонала охраны и обслуживания зданий должен составлять 300 человек, из которых 250 – прикомандированные из силовых структур офицеры.
По признанию Бельянинова, его ведомство еще до конца недоукомплектовано – людей не привлекают относительно низкие заработки. По сути, Рособоронзаказ комплектуется сейчас теми же офицерами тыла и службы вооружения, которые ранее напрямую взаимодействовали с производителями военной продукции. Получая оклад от 10 тыс. до 20 тыс. руб., они контролировали заказы на десятки миллиардов рублей. При такой системе остаться в стороне «материального интереса» очень трудно.
Как утверждает Андрей Бельянинов, новое ведомство намерено покончить с этой практикой. Какими средствами? Введением схемы прозрачности конкурсов и торгов на размещение ГОЗ и ликвидацией института посредников. По идее, теперь вся продукция для армии и других силовых ведомств под надзором и контролем ФСпОЗ будет идти только от конкретных производителей, главным образом – российских. А качество продукции будут определять забытые во многом еще со времен СССР ГОСТы на военную продукцию (сейчас над их унификацией и модернизацией работают соответствующие научно-исследовательские подразделения).
О том, насколько велики амбиции новой контролирующей структуры, можно судить хотя бы по тому, что у ее главы уже есть вопросы к правительству. В частности, Андрея Бельянинова не удовлетворяет, что Минэкономразвития закладывает уровень индекса цен в 5,6%, а реально инфляция составляет 12%: стоимость военной продукции увеличивается, а значит, ее будет закуплено меньше. Другая проблема – борьба с незаконным ввозом сырья и товаров из-за рубежа. По признанию начальника отдела легкой промышленности Минпромэнерго Сергея Шумилина, нелегальный ввоз продукции по его отрасли составляет сейчас почти 70%. В МВД даже создали целое подразделение для борьбы с этим явлением, но пока остается реальной угроза, что легкая промышленность России не сможет полностью обеспечить войска отечественной продукцией. Есть претензии у главы Рособоронзаказа и к недавнему решению отменить все льготы для предприятий, которые имеют мобилизационные мощности, – производственным объектам, которые должны производить предметы военного назначения в так называемый «особый период» – во время войны. Ежегодно их доля в РФ уменьшается на 25–30%, а теперь производители военной продукции могут начать отказываться от них в массовом порядке, что никак не устраивает службу оборонзаказа.
На днях Андрей Бельянинов будет докладывать об основных итогах работы его службы, подведенных за 9 месяцев со дня ее образования, главе военного ведомства Сергею Иванову. Наверняка он затронет и все те вопросы, о которых говорилось выше. И по тому, заговорит ли о них министр обороны на ближайших заседаниях правительства, можно будет судить, на какой политический вес может рассчитывать новая структура. Которая, напомним, уже заявила о своих претензиях на некоторые функции Счетной палаты – ведомства, до последнего времени игравшего роль универсального инструмента политического давления.