Лавров перестал стесняться санкций.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Вчера министр иностранных дел Сергей Лавров в узком кругу сенаторов сказал то, что, возможно, Россия стеснялась говорить вслух последние 15 лет. А именно – что главным дипломатическим ресурсом страны являются газ, нефть и электроэнергия. Судя по отзывам внимавших ему парламентариев, лейтмотивом выступления Лаврова стали обещания применять по отношению к недостаточно лояльным соседям по СНГ весь разнообразный арсенал средств экономического давления. Иными словами, Россия, судя по всему, готова прибегнуть на пространстве бывшего СССР к той же тактике, которой давно и успешно пользуются США.
По словам главы комитета Совфеда по обороне Виктора Озерова, ссылающегося на Лаврова, проблемы будут у тех государств, которые по отношению к России проявят нелояльность: «И об этом упоминал Лавров: есть общая концепция о том, что взаимовыгодность экономического сотрудничества сводится в том числе и к тому, чтобы действовать не в ущерб своим нефтегазовым компаниям».
Обсуждение темы происходило в закрытом режиме. Решение это, по словам спикера верхней палаты Сергея Миронова, было принято по инициативе сенаторов. «Мы могли бы провести заседание в открытом режиме, но была соответствующая просьба моих коллег по палате, чтобы обсуждение было откровенным», – пояснил Миронов журналистам по окончании слушаний. Между тем тема действительно оказалась горячей.
В беседе с корреспондентом «НГ» Виктор Озеров с удовлетворением подчеркнул: «Сегодня в Министерстве иностранных дел есть понимание того, на каком этапе сотрудничества с СНГ мы находимся и в каком направлении нам дальше двигаться. Это понимание Лавров и пытался сегодня донести до членов Совета Федерации».
Проблемными вопросами Озеров, ориентируясь на выступление Лаврова, считает следующие: каким образом такие государства, как «Украина, Грузия и Азербайджан, выстраивают свои отношения с Евроатлантическим сообществом – может быть, в ущерб традиционно установившимся связям с Россией». Особое внимание, по словам Озерова, уделил Лавров «готовности Российской Федерации перейти на торговлю энергоресурсами на мировые цены» в отношениях со странами СНГ.
Естественно, заметил Озеров, «если в 2 раза в Грузии будут увеличены цены на газ, вряд ли это будет приветствоваться грузинским руководством. Будем, как он (Лавров. – «НГ») сказал, очень внимательно оценивать вот этот вектор, то есть те, кто больше разворачивается и заинтересован в сотрудничестве с Россией, будет получать определенные преференции, в том числе и грузинские власти».
Очевидно, что слова Лаврова можно трактовать как свидетельство того обстоятельства, что Россия в своей политике по отношению к странам СНГ сегодня учитывает все усиливающееся влияние на них США. Достаточно вспомнить, как откровенно США дали знать правительству Узбекистана о своем недовольстве намерением Ислама Каримова укрепить сотрудничество с Российской Федерацией: американские власти просто-напросто отказались обсуждать с Каримовым вопрос компенсации за использование ими военной базы на территории республики. А можно вспомнить и об отказах США выдавать визы опальным политикам из Белоруссии или значительную финансовую помощь Грузии, прекращение которой является серьезной угрозой для Михаила Саакашвили.
Таким образом, в выступлении Лаврова не было ничего сенсационного – если рассматривать его с точки зрения общемировой практики. И беседу главы МИДа действительно не стоило в этом смысле засекречивать, прав оказался Миронов.
Заметим также, что у России есть гораздо более существенные претензии к собратьям по СНГ, нежели покупка последними энергоносителей по льготным ценам. Прибыль от продажи газа по мировым расценкам вряд ли будет адекватна долгам соседей по Содружеству. Таким образом, России, чтобы результативно призвать соседей к сотрудничеству, вовсе не обязательно перекрывать газовый кран. Достаточно потребовать возвращения долгов. Общая сумма которых сегодня – почти пять миллиардов долларов.
Долги стран СНГ по кредитам правительства России
Страна |
Общая сумма долга |
Основной долг |
Проценты |
Армения |
1,881 млн. |
8225 |
1 872 926 |
Белоруссия |
258,881 млн. |
257 410 538 |
981 744 |
Грузия |
158,045 млн. |
156 582 275 |
1462 763 |
Киргизия |
181,815 млн. |
181 815 203 |
0,0 |
Молдавия |
140,739 млн. |
122 064 268 |
18 674 896 |
Таджикистан |
305,730 млн. |
299 670 557 |
6 060 004 |
Узбекистан |
654,343 млн. |
500 610 948 |
153 732 241 |
Украина |
1 583,355 млн. |
1 583 355 860 |
0,0 |
По состоянию на 1 января 2005 г., в долларах По данным ИА REGNUM