Попав в руки Сергея Богданчикова, 'Юганскнефтегаз' стал очищаться от долгов.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото).
Арбитражный суд Москвы удовлетворил вчера иск «Юганскнефтегаза» и признал недействительным решение инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам о взыскании с компании налогов и пеней за 1999–2000 годы в размере 5,6 млрд. руб. С учетом того, что ранее суд признал недействительным еще одно решение налоговиков о взыскании 9 млрд. руб. за 1999 год, получается, что претензии почти в полмиллиарда долларов с компании снимаются. Впрочем, и эта сумма неокончательна, поскольку сейчас на рассмотрении суда находятся еще несколько аналогичных исков компании.
Примечательно, что налоговые взыскания с «Юганскнефтегаза» снимаются уже после того, как компания продана с аукциона и включена в состав государственной «Роснефти». Интересно также и то, что, будучи выставленной на аукционе за налоговые долги ЮКОСа, которому на тот момент «Юганскнефтегаз» принадлежал, компания оценивалась в том числе и исходя из того, сколько на ней висит долгов. Последнее обстоятельство сильно занижало общую стоимость «дочки» ЮКОСа, а значит, и ее привлекательность для потенциальных покупателей. Только сейчас выясняется, что как минимум полумиллиардный долг был лишним. Как говорят эксперты, очевидно, что «фискальная служба использовалась тогда как инструмент для того, чтобы государство могло забрать актив». Впрочем, компания продавалась при таких обстоятельствах, что, помимо государства, в ее покупке участвовали фактически только китайские и индийские компании. По идее, они могли бы сейчас быть недовольными исходом аукциона, однако, как сказал «НГ» эксперт, пожелавший остаться неназванным, «скорее всего они понимали, с кем имеют дело. С самого начала было ясно, что никому из них государство этот актив не отдаст». «Все проходит в русле нашей общей генеральной линии», – добавил эксперт.
Стоит заметить, что аукцион по продаже «Юганскнефтегаза» был созван по причине большой задолженности ЮКОСа. Сейчас у некоторых экспертов вполне закономерно возникает сомнение в том, стоило ли созывать аукцион, если объявленная накануне его открытия задолженность не соответствует действительности. Впрочем, по мнению юристов, очевидно, что даже если налоговый долг бывшей «дочки» ЮКОСа будет сведен к минимуму, правомерность проведения аукциона оспорить будет нельзя.
Между тем налоговое давление на сам ЮКОС продолжается. Как стало известно в момент сдачи номера в печать, очередные претензии могут в ближайшее время коснуться дочернего предприятия ЮКОСа «Томскнефти-ВНК». Вероятно, это будут претензии за 2004 год. Об этом вчера сообщил председатель совета директоров ЮКОСа Виктор Геращенко.
Что же касается последних юридических процедур вокруг «Юганскнефтегаза», свое мнение по этому поводу в разговоре с корр. «НГ» высказали эксперты.
═
Дмитрий Царегородцев, аналитик ИК «Rye, Man & Gor Securities»
═
После того как «Юганскнефтегаз» был продан компании «Роснефть», он очищается от долгов чересчур уж быстро и легко. Но данный конкретный случай не свидетельствует ни в пользу утверждения предвзятости суда, ни против него. Списать 5 млрд. рублей задолженности может и вполне честный суд по настоящим основаниям. Потому что сумма небольшая и погоды она не делает.
═
Борис Березовский
═
В России не существует независимого от Кремля суда. Это хорошо известно всем и в России, и на Западе. Так что тема законности или незаконности претензий «Юганскнефтегазу» не интересна абсолютна. Значимо только одно – этот режим преступен по существу постольку, поскольку он разрушил Конституцию Российской Федерации.
═
Максим Шеин, начальник аналитического отдела ИК «БрокерКредитСервис»
═
В принципе, конечно, выглядит все не очень красиво. С другой стороны, не исключено, что, если бы «Юганскнефтегаз» еще оставался в составе ЮКОСа, суд мог бы принять аналогичное решение. Теперь мы уже этого никогда не узнаем, а сегодняшнее событие скорее всего для рынка пройдет незамеченным. Думаю, что, даже если огромная часть претензий к «Юганскнефтегазу» будет признана недействительной, аннулировать аукцион по его продаже уже невозможно.