Борис Грызлов: нелегко поделить 'лишние' деньги по справедливости.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
На следующей неделе Государственная Дума рассмотрит в первом чтении проект закона о поправках в бюджет 2005 года. Депутаты вместе с правительством будут распределять полученные в этом году дополнительные доходы государства. Кабинет министров представил весьма запутанный расчет доходов. Судя по представленным документам, сбылись предсказания тех критиков финансовой политики правительства, которые прогнозировали, что, готовя будущий бюджет, исполнительная власть намеренно «забыла» о примерно половине потенциальных бюджетных доходов.
Нынешний законопроект предполагает, что уточненные доходные показатели бюджета превысят расчетные на 1 653 700 млн. руб. Все это стало возможным потому, что оказался большим, чем ожидался, объем ВВП, а цены на нефть и газ при планировании бюджета были занижены соответственно фактически на половину и на треть. Из-за высоких нефтяных цен оказались перевыполнены и налоговые обязательства правительства, а вот еще 274 млрд. руб. налоговых доходов стало результатом, как это указывается в официальных отчетах, «проведенных контрольных мероприятий налоговых органов», то есть, судя по всему, это деньги ЮКОСа и других крупных компаний. При этом, как зафиксировано в заключении думского бюджетного комитета, в течение января – августа этого года темпы роста экономики постоянно снижались. Таким образом, перевыполнение доходного плана – это не следствие ударного труда финансовых властей, а результат того, что у них просто есть ловкие руки и возможности заставить парламентское большинство соглашаться с тем, что это никакое не мошенничество.
Однако теперь это большинство, похоже, выглядит крайне обескураженным. Ведь из более чем полутора триллионов дополнительных денег в расходную часть бюджета записано только 491,6 млрд. То есть примерно 70% допдоходов относятся на профицит, а значит, в конце года упадут в Стабилизационный фонд. Причем, как отмечено в заключении бюджетного комитета, в нынешнем законопроекте предусмотрено увеличение расходов всего на 143,2 млрд., поскольку 348,3 были выделены уже в июне, когда в Думе принимались корректировки бюджета-2005 по итогам его исполнения в первом квартале. Именно тогда фракция «Единая Россия» возмутилась тем, что ассигнования делились без ее участия, а правительство обещало, что полугодовую прибавку к бюджету оно распределит вместе с депутатами. Те, в свою очередь, приняли специальное постановление, в котором указали направления обязательных расходов и даже некоторые конкретные суммы. И уже в сентябре, когда министр финансов Алексей Кудрин выступал на Охотном Ряду, он отмечал, что подготовка очередных поправок в текущий бюджет идет в очень строгом соответствии с депутатскими пожеланиями. Впрочем, вчера бюджетный комитет указал, что это оказалось не совсем так. Правительство, например, не увеличило объем средств на дорожное строительство до требуемой депутатами величины, совсем не предусмотрело некоторых социальных расходов и ничего не выделило на компенсацию роста цен на топливо для сельских производителей, чего нижняя палата, кстати, в очередной раз потребовала как раз в прошедшую среду. Единороссы, правда, пока никаких кардинальных выводов о честности и конструктивности кабинета Фрадкова не делают, ограничиваясь указаниями правительству на неточность его прогнозной работы.