Партии у Лимонова больше нет.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Вчера президиум Верховного суда дрогнул перед прокуратурой и признал незаконным отказ собственной кассационной инстанции ликвидировать Национал-большевистскую партию. «Кассационную жалобу НБП направить на новое рассмотрение обратно в кассационную инстанцию с иным составом суда», – зачитал судья постановление президиума, который удовлетворил таким образом протест Генпрокуратуры. Выйдя из судебного зала, Эдуард Лимонов заявил, что «нам ничего не остается, как продолжить политическую борьбу в различных форматах». Форму борьбы соратники Лимонова выбрали вполне цивилизованную. Как заявил адвокат НБП Виталий Варивода, организация обратится в Европейский суд по правам человека с жалобой на нарушение конституционных прав граждан на объединение.
Заседание президиума прошло в закрытом режиме: журналистов и обычных посетителей, среди которых оказался адвокат Генрих Падва, на заседание впустили только на время протокольной съемки. Как пояснил позже корреспонденту «НГ» Генрих Падва, в последнее время практика такова, что журналистов часто не допускают на заседания под предлогом духоты в зале. «С моей точки зрения – это ущемление прав СМИ и принципов открытости судебного производства», – считает адвокат. Предположения журналистов, что закрытое заседание может означать лишь один исход – в пользу Генпрокуратуры, подтвердились позже.
Слушание проходило при участии 11 судей и председателя Верховного суда Вячеслава Лебедева. Надзорное представление Генпрокуратуры практически не отличалось от содержания документов прокуратуры Московской области. Замгенпрокурора Александр Звягинцев даже не потрудился изъять из содержания текста доводы, не подтвержденные в судебном порядке, – например, об экстремистской деятельности НБП. «Кто представлял Генпрокуратуру? Звягинцев? Колмогоров?» – интересовались журналисты у Эдуарда Лимонова, когда судьи удалились на совещание. «Нет, Колмогорова я знаю, – рассуждал лидер нацболов, – он мне содержание под стражей продлевал». Выяснилось, что жалобу зачитывал замгенпрокурора Сабир Кехлеров. Пока же общественная организация НБП формально существует. После вынесения постановления президиума ВС кассационная инстанция должна в течение двух месяцев вновь рассмотреть дело нацболов. Между тем после прохождения всех необходимых инстанций НБП имеет теперь право подать жалобу в Европейский суд по правам человека.