Работа над законопроектом об изменении системы налогообложения нефтяных компаний должна завершиться в течение недели. Однако, несмотря на то что вопрос взят под личный контроль президента, твердой уверенности в этом нет. Заместитель начальника отдела информации и общественных связей МЭРТа Галина Воронченкова вчера подтвердила «НГ», что очередное заседание Межведомственной комиссии запланировано на ближайшую пятницу, за подготовку законопроекта, по ее словам, отвечает лично министр экономического развития Герман Греф.
В состав комиссии кроме чиновников профильных министерств входят и представители нефтяных компаний. Из графика комиссия не выбилась, хотя определенный цейтнот уже испытывает. Глава Минэкономразвития Герман Греф обозначил крайний срок работы над пакетом предложений – до середины октября, но, похоже, уверенности в том, что чиновники справятся, нет. «Мы хотим создать такие условия, которые стимулировали бы компании инвестировать в разведку и разработку новых месторождений, и хотим стимулировать компании к максимально глубокой переработке внутри страны нефтепродуктов и развитию нефтехимии, – подчеркнул Герман Греф. – Дешевую нефть у нас в стране мы уже всю практически разработали. Те месторождения (в Восточной Сибири), которые сейчас являются перспективными, – сложнее по условиям добычи, соответственно себестоимость добычи значительно выше, чем на месторождениях Западной Сибири».
В самих нефтяных компаниях, в которые обратилась «НГ», отказались давать какие-либо оценки происходящего, ссылаясь на то, что главная роль в подготовке налоговых новаций отведена госструктурам и что они решат, это их дело. Руководитель пресс-службы одной из компаний подтвердил, что их глава принял участие в заседании межведомственной комиссии. Представителям бизнеса была предоставлена возможность высказать свои предложения и пожелания, но будут ли они приняты во внимание чиновниками, в какой мере учтены в окончательном варианте законопроекта, пока неизвестно.
В свою очередь, высокопоставленный источник «НГ» в Минпромэнерго заверил, что все делается на благо отрасли. «Мы стремимся создать максимально благоприятные условия для наращивания темпов роста добычи нефти в России, – сказал он. – Это позволит решить тактическую задачу – стабилизировать цены на бензин на внутреннем рынке. В то же время будет достигнута и стратегическая цель, связанная с наращиванием разведанных нефтяных месторождений».
Вдобавок к этому, отметил наш собеседник, изменения налогового законодательства улучшат инвестиционный климат в российском ТЭКе, снизит существующие для инвесторов риски, чтобы компании активнее вкладывали свои средства в различные проекты. Добиться этого предлагается, в частности, изменив принцип начисления НДПИ, отказавшись от жесткой привязки величины ставки налога к мировым ценам на нефть. Благодаря чему удастся защитить внутренний рынок, сделав его независимым от внешнеэкономической конъюнктуры. Источник назвал 1 января 2007 года крайним сроком вступления в силу нового закона, но при этом не исключил, что корректировка налогового законодательства нефтяной отрасли может произойти и в 2006 году, поскольку вопрос актуален для сдерживания инфляции.
Независимые эксперты в целом приветствуют предлагаемые изменения, хотя по частностям находят в них изъяны. Например, руководитель экспертной группы Евсей Гурвич, отвечая на вопрос «НГ», позитивно оценил готовность правительства ввести налоговые каникулы для компаний, приступающих к разработке новых месторождений. «Новые месторождения, – пояснил он, – требуют больших капитальных вложений, и при существующей системе налогообложения они менее рентабельны».
Также со знаком плюс эксперт оценил предложение дифференцировать НДПИ, высказавшись, что этот налог давно пора поставить в зависимость от тех условий (природных, климатических), в которых добывается нефть. Вместе с тем Евсей Гурвич напомнил о неудачном опыте введения налоговых льгот и преференций. «И сейчас нет уверенности, что налоговые ставки будут устанавливаться исходя из объективных условий и все не сведется к административному ресурсу и коррупции», – сказал он.