Евгений Адамов – атомная фигура в политическом размене.
Фото Reuters
Бывший глава Минатома России Евгений Адамов будет выдан США. Такое решение приняло вчера Федеральное управление юстиции Швейцарии. Правда, не останется без ответа и российский запрос на экстрадицию.
Как заявил в интервью «НГ» замдиректора Федерального управления юстиции Швейцарии Рудольф Висс, швейцарские власти получили от американцев гарантии того, что впоследствии, даже если Адамову придется отбыть срок наказания в США, он будет репатриирован в Россию. «Многим странам приходится сталкиваться с так называемыми конкурирующими запросами на экстрадицию. Россия, несомненно, сама уже сталкивалась с этим. Запрос же на выдачу Адамова, направленный РФ в Швейцарию, не теряет силы: он будет основанием, по которому американцы потом будут возвращать Адамова на родину», – подчеркнул Рудольф Висс.
На первый взгляд может показаться, что швейцарская сторона ведет себя нелогично, соглашаясь на экстрадицию Адамова в США и одновременно говоря, что российский запрос остается в силе. Однако понятно, что за этим решением стоят не только юридические соображения, но и сложные международные взаимоотношения.
Принимая вчера свое решение, Швейцария сумела сохранить – по крайней мере формально – нормальные отношения и с Америкой, и с Россией. И тем не менее надо признать, что выдача экс-главы Минатома Америке – колоссальный удар по российской власти. Отныне Евгению Адамову фактически отводится роль заложника в отношениях России и Запада. Причем заложника непростого. Ситуация с уголовным преследованием экс-министра – зеркальное отражение дела Михаила Ходорковского. Москва использовала главу ЮКОСа в качестве козыря в своей игре – и теперь в том же качестве, весьма вероятно, будут использовать и Адамова политические силы, стремящиеся надавить на Россию.
═
Зеркальное расследование
═
В МИД РФ «НГ» заявили, что вопрос с экстрадицией Адамова «изучается». Подобная реакция заставляет предположить, что такого поворота в деле экс-министра на Смоленской-Сенной не ожидали, хотя он и прогнозировался. Во внешнеполитическом ведомстве отказались ответить, будет ли Москва далее требовать выдачи Адамова у швейцарских или американских властей. А ведь спрогнозировать подобное решение Швейцарии было нетрудно, если учесть уже названную возможную политическую подоплеку дела Адамова.
Первым подтверждением этой версии можно считать обоснование принятого Швейцарией решения. Как заявил «НГ» Рудольф Висс, «важный элемент нашего решения экстрадировать Адамова сначала в США и только после этого в Россию – опасение, что правосудие не свершится в полном объеме. Если бы мы выдали Адамова России, она потом, конечно, не выдала бы своего гражданина в США. Наше решение отдать приоритет запросу Соединенных Штатов, на наш взгляд, соответствует международным договорам – европейскому, стороной которого Швейцария является вместе с Россией, и двустороннему договору об экстрадиции между Швейцарией и США».
Эти слова трудно трактовать иначе, чем прямое сомнение в готовности и способности России дать ход делу Адамова (несмотря на возбужденное уже после ареста экс-министра дело о мошенничестве). Или, если трактовать вопрос шире, – сомнение в объективности российского правосудия.
Тут уместно вновь вспомнить о деле ЮКОСа. В марте, в самый разгар кампании против Ходорковского, помощник президента РФ Игорь Шувалов выступил с заявлением о том, что дело ЮКОСа носило «избирательный характер», было своего рода предостережением бизнесу.
Тогда было совершенно очевидно, что этот сигнал был предназначен не столько российской, сколько западной элите. И Запад его не только получил, но и сделал соответствующие выводы. Фактически дело Адамова тоже носит «избирательный характер», представляя собой расследование отдельного, но очень говорящего факта коррупции в эшелонах российской власти.
═
Не в Адамове дело
═
Казалось бы, чем мог так заинтересовать американскую Фемиду один из сонма российских чиновников, суммарные прегрешения которого – 9 млн. долл. – выглядят несерьезными на фоне периодически появляющихся сведений о размерах вознаграждений, получаемых действующими коллегами Адамова? И тем не менее ради его задержания была разработана самая настоящая спецоперация, а информационный фон, сопровождавший все эти месяцы дело Адамова, был явно не в пользу России.
Евгений Адамов был задержан 2 мая по поручению США в Берне, куда российский экс-министр прибыл для улаживания финансовых затруднений, возникших у живущей в Швейцарии дочери. Американские правоохранительные органы обвинили Евгения Адамова вместе с гражданином США Марком Каушанским в присвоении 9 млн. долл., которые были выделены России на реализацию проектов по повышению ядерной безопасности. В соответствии с обвинением Адамову грозит 60 лет тюрьмы и штраф в 1,75 млн. долл. 26 июня Швейцария получила официальный запрос США на экстрадицию задержанного.
Россия также начала уголовное преследование Евгения Адамова. Генпрокуратура России возбудила уголовное дело, а 14 мая Басманный суд Москвы выдал ордер на арест бывшего высокопоставленного чиновника, которого заподозрили в мошенничестве и превышении должностных полномочий. И уже 17 мая в Швейцарию поступил запрос на экстрадицию Евгения Адамова в Россию.
Однако старания российской Фемиды, как теперь уже очевидно, ни к чему не привели. И вряд ли могли привести, если учесть, что вскоре после ареста Адамова на повестке дня вновь оказался другой коррупционный скандал с российским участием. В рамках давно ведущегося расследования, связанного с программой «Нефть в обмен на продовольствие», были арестованы Юрий Яковлев и Вадим Кузнецов – граждане России, работавшие в центральном аппарате ООН, и вновь зазвучали имена Александра Волошина и Владимира Жириновского.
═
Голодовка потеряла смысл
═
Судя по всему, сам Евгений Адамов хорошо представлял себе перспективы выдачи в США. Иначе трудно объяснить, почему он с таким упорством настаивал на своей экстрадиции в Россию. Ради этого экс-министр фактически шантажировал российские власти, которые, как ему, видимо, казалось, неверно оценивали его шансы оказаться в США. Ради этого Адамов даже рискнул выступить в прямом эфире «Эха Москвы», за что получил ужесточение режима. А вчера, буквально за несколько часов до решения об экстрадиции в США, объявил голодовку.
«Голодовка началась в понедельник, – сообщил корреспонденту «НГ» российский адвокат Адамова Тимофей Гриднев. – Она не будет сухой: наш подзащитный будет употреблять воду. От сухой голодовки решено было отказаться, так как это крайне тяжело для человека, которому за шестьдесят и который вдобавок пять месяцев провел в заключении».
Столь радикальным способом Евгений Адамов, по его собственным словам, протестует против медлительности швейцарской Фемиды в решении его судьбы. «2 октября исполнилось ровно пять месяцев со дня моего ареста в Берне по требованию США, – говорится в его заявлении, переданном в «Известия». – С 10 августа и до сегодняшнего дня не принято никакого решения по экстрадиции, которая является для меня единственным, хотя и вынужденным вариантом возвращения на родину».
Адвокат Тимофей Гриднев считает, что перед его подзащитным выбор между США и Россией никогда не стоял – его придумали представители СМИ: «Адамов с самого начала заявлял, что хочет вернуться в Россию. Потому что это его родина. Другое дело, что вначале он надеялся вернуться домой свободным человеком, а теперь – в качестве экстрадируемого».
Рудольф Висс сообщил «НГ», что Адамов начал голодовку вчера утром, до того как узнал о решении швейцарских властей. «Мы обеспечим ему всю необходимую медицинскую помощь. Наше решение, кроме того, не является окончательным. Адамов может подать в течение 30 дней апелляцию в Высший федеральный суд. Пока он о своем желании оспаривать решение о своей экстрадиции не заявлял», – заявил Висс.
Адвокат Тимофей Гриднев подтвердил вчера «НГ», что Евгений Адамов может воспользоваться своим правом оспорить это решение в Верховном суде Швейцарии. «Но вопрос о том, будет ли подаваться жалоба или нет, будет решен тогда, когда адвокаты получат возможность изучить и проанализировать мотивировку такого решения. Сейчас же я не могу даже комментировать это решение, так как не знаю, какие аргументы положены в основу решения об экстрадиции Адамова в США», – заявил защитник экс-министра.
═
Какие ставки?
═
Возможно, аргументы, о которых идет речь, – это как раз та политическая подоплека дела Адамова, о которой уже шла речь. Запад не может допустить, чтобы дело Адамова закончилось для него так же, как некогда закончилось первое подобное дело – Павла Бородина. Успевший посидеть в двух зарубежных тюрьмах, Бородин благополучно вернулся на родину и сегодня занимает немалый государственный пост – секретаря Российско-Белорусского Союза.
Кроме того, дело Адамова – это еще и показательный процесс (такой же, каким было и дело ЮКОСа в России). В ситуацию, подобную той, в которой оказался экс-глава Минатома, может сегодня попасть едва ли не каждый российский высокопоставленный чиновник. У большинства из них, если постараться, можно найти и счета в зарубежных банках, и учащихся или ведущих бизнес за границей детей. И ответный сигнал Запада, которым стало дело Адамова, они не могут не заметить. А значит, стараясь не повторить его судьбу, весьма вероятно, будут стараться не раздражать лишний раз европейских и заокеанских партнеров.
Что будет предметом торга при таком развитии событий, остается только догадываться. Может быть, внутриполитическая ситуация в самой России: кто знает, не пойдет ли в итоге речь о том, чтобы вернуть Адамова в обмен на обещание досрочно выпустить из-за колючей проволоки Ходорковского. А может быть, политика Москвы по отношению к ближайшим соседям и коллегам по СНГ или роль, которую бывшая сверхдержава должна играть в мировой политике.