Позднее критики назвали эти «дорожные карты» излишне техническими и несодержательными по сути. Конечно, концепция общего пространства может звучать абстрактно. Верно и то, что «дорожные карты» ориентированы на то, какую работу нам предстоит сделать, а не на уже достигнутые соглашения.
Гораздо реже упоминают, что претворение в жизнь указанных «дорожных карт» предполагает беспрецедентное расширение взаимодействия между Евросоюзом и Россией.
Вместо табу и подозрений, длительное время характеризовавших отношения между западной и восточной частями Европейского континента, постепенно на первый план выходит решимость заняться общими проблемами, которые мы можем разрешить лишь на пути сотрудничества. Это борьба с терроризмом, нелегальной иммиграцией, контрабандой наркотиков, поддержание чистоты окружающей среды в интересах будущих поколений, обеспечение экономического развития и процветания через расширение торговли и инвестиций, обеспечение стабильных и предсказуемых поставок энергии в масштабах всего континента, а также поддержание стратегической стабильности открытых процветающих обществ на наших границах.
Это, разумеется, не такие цели, которых можно достичь в одночасье или даже через несколько месяцев. Я уверен, однако, что этот ориентированный на результаты подход принесет первые плоды, когда лидеры Евросоюза и России встретятся в Лондоне 4 октября 2005 года.
На какие же результаты можно рассчитывать?
Мы попытаемся продвинуть и по возможности довести до конца переговоры между Еврокомиссией и российским правительством об облегчении визового режима и реадмиссии. Вопросы процедур и стоимости, связанные с нынешним визовым режимом, стали серьезным камнем преткновения на пути продвижения человеческих контактов, а также развития деловых обменов между странами ЕС и Россией. Хотя предстоит еще кое-что сделать до того, как можно будет рассмотреть возможность полной отмены виз, новые соглашения станут убедительным показателем нашей решимости устранить существующие между нами барьеры. Соглашение о реадмиссии поднимет на новую высоту наше сотрудничество в борьбе против нелегальной иммиграции.
В дополнение к этим соглашениям мы продвинемся в переговорах по таким темам, как борьба против терроризма, паспортная биометрия, сотрудничество между Россией и Европолом и Евроюстом, а также по судебной реформе. Намечено продолжить работу по обеспечению правового оформления и демаркации наших общих границ, что, как я надеюсь, будет достигнуто без дальнейших задержек.
Мы также рады тому, что консультации по вопросу прав человека стали составной частью нашего сотрудничества, и это позволяет обеим сторонам поднимать вопросы, ставшие предметом их обеспокоенности, включая чувствительные внутриполитические вопросы. Общеизвестны наши озабоченности, связанные с ситуацией на Северном Кавказе, но в то же время мы рады, что можем объявить о дальнейшей поддержке со стороны Евросоюза и сотрудничестве в деле обеспечения социально-экономического восстановления региона.
Мы также надеемся достичь прогресса в наших переговорах о присоединении России к Всемирной торговой организации. Хотя это не только вопрос, который решается между ЕС и Россией, хорошее взаимопонимание между нами – определенно не помеха в момент, когда переговоры с другими членами ВТО приближаются к финальной стадии. В этом духе мы попытаемся решить несколько связанных с этим нерешенных вопросов.
Мы и далее будем развивать наше сотрудничество в области энергетики. Министры энергетики ЕС и России первый раз встретятся 3 октября в Лондоне, чтобы активизировать уже существующий диалог в энергосфере. В данный момент очевидными озабоченностями являются энергобезопасность, инвестиции в инфраструктуру и другие пути формирования более стабильной, предсказуемой и взаимовыгодной энергетической системы в масштабах Европейского контингента.
Ныне, после ратификации Россией Киотского протокола, что сыграло решающую роль для вступления в силу этого соглашения по климату, мы, естественно, стремимся наладить сотрудничество в том, что касается его выполнения, и это принесет значимые выгоды для России. Это предусматривает необходимость проведения значительной работы в России, но мы, конечно, готовы помочь и поделиться нашим опытом. Мы надеемся, что эти и другие совместные озабоченности в вопросах сохранения окружающей среды станут предметом обсуждения на первой встрече между главами ведомств по охране окружающей среды ЕС и России.
Как всегда, мы обсудим главные текущие международные проблемы: обстановку на Ближнем Востоке, Иран, Балканы, итоги Всемирного саммита ООН. Эти обсуждения являются одной из важнейших составных частей нашего сотрудничества, что отражает центральную роль России на мировой арене. Мы постоянные собеседники, будь то в составе «Ближневосточного квартета», «Контактной группы» по Балканам, при обсуждениях Ирана или в ООН, и мы всегда стремимся достичь взаимопонимания, чтобы суметь эффективно решить наиболее острые международные проблемы.
В том же духе мы достигнем прогресса в сотрудничестве по разрешению конфликтов в непосредственной близости от нас, где мы как соседи особо заинтересованы и одновременно несем ответственность за то, чтобы помочь странам региона найти дорогу к стабильности и процветанию, никоим образом не покушаясь на их суверенитет. Мы, конечно, рады нашему хорошему взаимодействию по разрешению приднепровского конфликта, а также сохраняющихся конфликтов в Закавказье. Как мы считаем, мы могли бы больше помочь таким странам, как Белоруссия и Узбекистан, создать у себя более открытые общества.
Этот краткий и далеко не всесторонний обзор показывает, насколько обширную работу ведут совместно Европейский союз и Россия. Конечно, между нами существуют разногласия и переговоры часто идут сложно, но проявленная нами в последние годы способность преодолевать эти разногласия дает серьезный повод для оптимизма в том, что касается будущего Европейского континента.