Глава ЦИКа Александр Вешняков собрал вчера у себя представителей политических партий, чтобы объяснить, как им предстоит жить и работать в условиях нового избирательного законодательства.
Приглашения были разосланы во все 37 структур, которые сегодня считаются действующими, сообщил он собравшимся. Откликнулись 34, «три потерялись где-то по дороге», предположил глава ЦИКа. Где и как теряются партии, собравшимся немедленно разъяснил глава Федеральной регистрационной службы Сергей Мовчан, который с чувством удовлетворения сообщил: поставленная государством задача существенного сокращения участников политического процесса (за которую в значительной степени отвечает его ведомство) успешно решается. Если в парламентских выборах 1999 года принимали участие 64 партии, то в 2003 году их было всего 30. А к 2007 году, надо полагать, «структурирование политического пространства страны» успешно завершится: из 38 зарегистрированных в данный момент партий две уже находятся в процессе ликвидации. Кроме того, в этом году не появилось ни одной новой. Росрегистрация ответила отказом на шесть заявлений о создании партий: «инициаторы проявили организационную неготовность к новым требованиям к численности», пояснил Мовчан. Оно и понятно: новичкам приходится конкурировать с уже существующими партиями, над которыми тоже висит дамоклов меч грядущих проверок. «Есть стандарт европейский – 5–6 партий, куда больше? Это всем нам мешает – и участникам процесса, и избирателям», – одобрил государственную стратегию партстроительства лидер ЛДПР Владимир Жириновский.
Недоволен региональными властями зампред комитета по конституционному законодательству единоросс Валерий Гребенников: на местах не спешат приводить местные избирательные законы в соответствие с новыми федеральными нормами. Если все запустить, «ситуация может получить обострение», вплоть до уличных событий, предупредил он. При этом высокопоставленный партиец попенял ЦИКу за критику Избирательного кодекса Москвы, которая «могла быть более конструктивной и осторожной», и вообще похожа на вмешательство во внутренние дела города. (Напомним: в ЦИКе Избирательный кодекс столицы сочли не соответствующим федеральному законодательству по ряду принципиальных позиций.) Но при этом Гребенников грозно обрушился на Тверскую область, где к переписыванию законов подошли «совершенно формально». В том смысле, что блоки отменили, а все остальное оставили, как было. «Обострений не будет – ни до, ни после выборов», – уверенно пообещал Александр Вешняков: в ЦИКе над этим работают.
В свою очередь, секретарь ЦК КПРФ Вадим Соловьев твердо убежден, что дело идет к торжеству режима «бюрократической диктатуры профсоюза чиновников под названием партия «Единая Россия». Вот теперь велели в финансовых отчетах всю подноготную жертвователей указывать, вплоть до адреса. А где гарантия, что завтра поклонники символики «нашистов» по этим адресам не пойдут? За три месяца в КПРФ зафиксировали 16 случаев разбойных нападений на активистов партии, включая нашумевшее избиение представителей левой молодежи у приемной КПРФ. Но и это не все: в Башкирии, Кемеровской области и в Москве граждане, вносившие пожертвования на счет партии, уже получили повестку из налоговой с просьбой дать разъяснение по поводу происхождения средств. То, что это откровенный «перегиб», признал даже Вешняков. И пригласил коммунистов к сотрудничеству в борьбе с перегибами на местах.