На этот раз президент практически не делал знаковых заявлений, мало шутил и не рассказывал подробностей жизни лабрадора Кони и пони Вадика. Он детально объяснял гражданам, как работает налог на добычу полезных ископаемых, как должна работать ипотека и как будут субсидироваться ставки на кредиты сельского хозяйства. Общение президента в прямом эфире с народом, как никогда, напоминало прием граждан по личным вопросам: Путина спрашивали про проездные билеты, строительство дома, в котором можно жить и рожать детей, а также про перевозку мешка картошки через российско-украинскую границу.
Создалось впечатление, что президент решил поработать за всех: и за правительство, и за губернаторов, и за мэров. Многое из того, что вчера говорил глава государства, он уже неоднократно повторял на различных мероприятиях. Он повторил, что не собирается идти на третий срок, что военнослужащие по призыву не будут служить в горячих точках, что здравоохранение будет реформировано и со СПИДом будут бороться.
Он, конечно, побил собственный рекорд – проговорив в прямом эфире на пять минут больше, чем в прошлый раз. И даже сказал нам потом, когда эфир уже закончился, что готов разговаривать с прессой и гражданами столько, сколько нужно.
Однако настрой президента в прямом эфире образца осени 2005 года резко отличался от других его публичных выступлений – Путин выглядел уставшим. Не было и прежнего наступательного настроя и динамики. Потом, правда, глава государства признался, что накануне выбирал понравившиеся ему вопросы до двух часов ночи.
Обозревателю «НГ» удалось ознакомиться с папкой, которую накануне смотрел глава государства, – распечатка вопросов из интернета и call-центра толщиной примерно сантиметров восемь. На некоторых листах пометки. Например, «М.Ю. Зурабову». Был там и вопрос «Почему человек, заморозивший целый округ, получил четыре года условно, а человек, укравший бутылку водки, – три года?». Этот вопрос, как и многие другие, остался без ответа.
Всего несколько раз за почти три часа общения с гражданами Путин позволял себе шутить. Например, когда его спросили про перспективу третьего срока. Президент, готовясь принять решение об отказе от третьего срока, наверняка много раз повторял про себя известный политический анекдот эпохи застоя. Человек переключает каналы, и везде возникает физиономия Брежнева. Тут он слышит голос человека в форме: «Я тебе попереключаю!» Путин перефразировал известный анекдот: «Я свою задачу вижу не в том, чтобы вечно сидеть в Кремле, чтобы на экранах телевизоров по первой, второй и третьей программам все время показывали одну и ту же физиономию, а директор ФСБ потом говорил: «Крутите на первые три канала». «А что касается меня лично, то, как говорится, я свое место в строю найду», – добавил Путин. Потом я спросила главу государства, знает ли он, чем будет заниматься после 2008 года. «Давайте сохраним интригу», – ушел от ответа Путин.
Еще один раз Путин проявил «человеческое». Когда на связь вышел Геленджик, студентка Кубанского университета решила спросить про муниципальную реформу. «Хочу поздравить всех жителей Краснодарского края, что у них есть такие красивые девушки–студентки. На фоне моря и хорошей погоды это смотрится вообще великолепно», – позволил себе лирическое отступление президент. А иногда президент просто старался держать себя в руках. Говоря о реформе монетизации льгот, Путин сказал, что не может прибегнуть к крепким выражениям, тем более в прямом эфире. «Хотя вы понимаете, о чем речь», – заметил президент.
Несколько раз Путин отвечал на «губернаторские» вопросы. Причем дважды прошелся по региональным начальникам, ожидающим переназначения. Прочитав вопрос одной из жительниц Ивановской области, он указал «на явные недоработки губернатора». А пенсионерке из Ставропольского края пообещал, что не направит кандидатуру Александра Черногорова на рассмотрение местного парламента, пока тот не решит проблемы с водой на ее хуторе.
Сама технология прямого эфира ничем не отличалась от прошлых лет. Главными «фишками» стали прямые включения из Грозного и вопрос: «Когда прекратятся похищения людей в Чечне?», а также из Риги, где местные власти накануне запретили прямую связь российского президента с жителями латвийской столицы. Матери, сына которой украли четыре года назад, глава государства рассказал про политическое урегулирование в Чечне и выборы парламента, в котором должны быть представлены люди с самыми разными политическими взглядами. Что касается запрета телемоста из Риги, то эта ситуация, похоже, сыграла на руку Москве. «Не будем обижаться на этих людей», – снисходительно заметил Путин и напомнил, что все мы выходцы из СССР. Правда, «родимые пятна прошлого на лицах некоторых властей до сих пор присутствуют».
Телезрители про личное не спрашивали. «Я отложил в сторону все личные вопросы, – объяснил нам потом Путин, – чтобы больше времени осталось на содержательные». Но о личном мы его все-таки спросили. Например, что глава государства ценит больше всего? «Профессионализм и порядочность», – после некоторых размышлений ответил Путин. «А в чем смысл жизни?» – «В самореализации».