Для меня большая удача вновь оказаться в России в столь интересное и полное вызовов время. Россия остается самой большой страной на планете. Это единственная сопоставимая с Соединенными Штатами ядерная держава, крупнейший производитель энергоносителей в мире и постоянный член Совета Безопасности ООН. Одним словом, Россия имеет огромное значение для интересов США и будущего миропорядка.
Поэтому для США критически важно способствовать становлению сильной, энергичной России, интегрированной в общемировые структуры и следующей рыночным принципам и демократическим ценностям, которые являются основой указанных структур и ключевым условием полной реализации главнейшего из ресурсов России – ее чрезвычайно талантливого и образованного населения. Этот процесс не осуществится в одночасье и не будет легким. Это будет нелегкая борьба как минимум для одного поколения россиян.
Для меня, как человека, возвратившегося в Москву после почти десятилетнего отсутствия, экономическое возрождение России выглядит поразительным. Я помню, как в середине 90-х Россия с экономической точки зрения просто лежала на лопатках. Сегодня же в сравнении с другими «новыми рынками» Россия выглядит достаточно выгодно: у нее сравнительно высокий ВВП на душу населения, низкое соотношение между госдолгом и ВВП, низкий уровень безработицы. Последний доклад Всемирного банка о состоянии делового климата по всему миру отмечает, что Россия добилась значительного прогресса.
В России быстро растет средний класс. По некоторым оценкам, он уже составляет до одной трети населения страны. Это может быть самая благоприятная тенденция в жизни сегодняшней России. Ведь именно средний класс является наиболее прочным фундаментом демократии.
На протяжении последнего десятилетия российская экономика добилась немалых успехов. Это добрая весть. Однако на пути к полному раскрытию российского потенциала остаются серьезные препятствия. Серьезной проблемой является падение демографических показателей. Как подчеркнул президент Путин, чрезмерная бюрократизация душит экономические нововведения, особенно мелкие и средние предприятия. Коррупция вездесуща и все более масштабна. Она стала препятствием на пути экономического прогресса. Другой областью, где многое еще предстоит сделать, являются суды и регулирующие органы. А ведь Россия может упустить имеющиеся экономические возможности, если не примет более упорядоченные и прозрачные правила игры и не обретет более сильную и независимую судебную власть. Равным образом тенденция к сверхцентрализации власти в экономической и политической областях мешает росту экономики и повышению ее эффективности и ведет к бессмысленной растрате природных и человеческих ресурсов, которыми так богата Россия.
Истина заключается в том, что решение этих проблем, какими бы они ни были сложными, не является какой-либо любезностью в отношении Соединенных Штатов или иностранных фирм и других внешних игроков. Это, как сказал президент Путин в своих нескольких последних речах, прежде всего в интересах самой России.
Как это констатировали в прошлую пятницу президент Путин и президент Буш, будущий год, кульминацией которого станет летний саммит «большой восьмерки» в Санкт-Петербурге, представит собой весьма благоприятную возможность для совместной работы по этим направлениям. У нас плотная повестка дня в экономической области. При этом наиболее важными, значимыми представляются следующие пять направлений.
1. Поддержка продолжающейся интеграции России в глобальные экономические институты. Президент Буш подтвердил президенту Путину, что он сохраняет глубокую заинтересованность в завершении до конца года работы над двусторонним соглашением по вопросу о вступлении России во Всемирную торговую организацию.
Недавние шаги России по обеспечению соблюдения прав интеллектуальной собственности обнадеживают. Так же как и свидетельства того, что российские власти признают «пиратство» в качестве угрозы не только для зарубежных фирм и международных норм, но и – что еще более важно – для легитимных российских предприятий, пытающихся встать на ноги и участвовать в конкуренции. Обеспечение соблюдения права на интеллектуальную собственность является, разумеется, не единственной проблемой, но я убежден, что и другие нерешенные вопросы могут быть разрешены в случае, если обе стороны со всей серьезностью займутся ими.
2. Формирование подлинного партнерства в сфере энергетики. И здесь саммит в Санкт-Петербурге представляет собой удобный механизм, поскольку российское правительство уже продемонстрировало свою заинтересованность в том, чтобы вопрос энергобезопасности стал центральной темой встречи. Первая нефть с проекта «Сахалин-1», которая поступит на будущей неделе, явится предметным напоминанием о том, что может дать сотрудничество между российскими и американскими фирмами. Эту же мысль подкрепляет объявленный в прошлую пятницу краткий список фирм, допускаемых к Штокмановскому проекту.
3. Расширение связей в сферах вне энергетики. Российские человеческие ресурсы под стать ее энергетическим ресурсам, особенно в области сложных промышленных технологий.
4. Дальнейшее поощрение становления подлинно независимой судебной власти и транспарентной регуляторной и налоговой политики.
5. Поддержка усилий России по сохранению высокого потенциала российских человеческих ресурсов путем укрепления российских систем образования и здравоохранения. Одним из очевидных средств для этого является активная программа обменов студентами и преподавателями обеих стран. Мы можем также вместе достичь многого в сфере здравоохранения.
В этом случае саммит «восьмерки» также предоставляет удобный формат, поскольку российское правительство предложило включить в повестку дня вопросы предотвращения и контроля над инфекционными заболеваниями. Мы приветствуем участие России в новом глобальном партнерстве по борьбе с птичьим гриппом. Мы также готовы к дальнейшему сотрудничеству с Россией в борьбе с ВИЧ-инфекцией и СПИДом, представляющими угрозу обоим нашим обществам и международному сообществу. Во всех этих пяти областях, как и во всех остальных аспектах наших экономических отношений, грядущий год выглядит весьма многообещающим.