В зал заседаний правительства придется купить новые кресла – для губернаторов.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Вчера на заседании кабинета министров в Белом доме премьер Михаил Фрадков заявил о начале работы по формированию расширенного правительства. В его новую версию войдут руководители регионов. Таким образом, по словам Михаила Фрадкова, «мы наполним содержанием тезис о формировании расширенного правительства», что позволит объединить усилия «для повышения конкурентоспособности российской экономики и обеспечить необходимые темпы ее роста». Ответственным за работу расширенного правительства премьер назначил главу аппарата правительства Сергея Нарышкина, который должен будет «организовать в аппаратном ключе работу так», чтобы новая структура «начала функционировать с первых дней ее создания и чтобы поездки министров в регионы приносили результаты». Высокопоставленный источник «НГ» в Белом доме добавил, что расширенное правительсво позволит «выработать стратегию взаимодействия федерального Центра и региональных властей», а также «усилит роль губернаторов, которые будут подключены к поиску точек экономического роста, в том числе к выполнению задачи по удвоению ВВП». Источник подчеркнул, что нужно понимать: ни о каком новом бюрократическом органе речь не идет, расширенное правительство создается для усиления эффективности работы исполнительной власти.
Между тем эксперты уверены в обратном. Как сказал «НГ» генеральный директор консалтинговой группы «БФИ» Александр Хандруев, «тот факт, что в силу размытости центров ответственности механизм принятия решений будет более бюрократизированным, очевиден». По его словам, экономический смысл создания нового органа не вполне ясен: «Расширенное правительство по определению не способно принимать эффективные и оперативные решения, а это главная функция исполнительной власти. Конечно, самостоятельность регионов следует повышать, однако для этого им необходимо дать самостоятельность финансовую. От того, что вы создадите расширенное правительство, но при этом не передадите материальные ресурсы регионам, ничего не изменится. Что от того, что вы можете принимать решения, но у вас нет соответствующего финансового обеспечения?» Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин согласен с тем, что проблема игнорирования интересов регионов стоит сейчас очень остро. По его мнению, привлечение региональных лидеров к работе в правительстве связано именно с этим. «Губернаторов привлекают, чтобы прижать либеральных фундаменталистов в правительстве», – сказал Делягин «НГ». По его словам, выражать интересы регионов могли бы представители министерства регионального развития. «Но это министерство, сделав ремонт в собственном здании, так и не приступило к деятельности», – сказал он.
Одним из известнейших заявлений президента Владимира Путина можно назвать призыв к укреплению вертикали власти.
В принципе все последние пять лет она и укреплялась. «Начиная с ельцинской отставки у нас в стране повышался уровень централизации. У регионов забирали полномочия, все тянули наверх, но, когда поняли, что перегнули палку, сразу бросились в другую крайность», – говорит Александр Хандруев. По его мнению, сейчас мы наблюдаем типичное движение политического маятника: «Сначала единороссы проводили жесткую политику, в том числе и социальную – монетизацию льгот, например. Теперь, когда подходят выборы, появляются социальные проекты, бюджет развития и заигрывание с регионами – дескать, давайте мы во власть вас введем. Я считаю, что это один из элементов предвыборной кампании». Заместитель генерального директора независимого фонда Центра политических технологий Алексей Макаркин также считает заявление премьера не более чем жестом навстречу губернаторам: «Их сильно ущемили в правах, серьезно снизив влияние после того, как отказались от прямых выборов. Они оказались в большой зависимости от федерального Центра. С другой стороны, губернаторы очень хотели, чтобы в ходе этой реформы была достроена вертикаль власти: раз их президент назначает, то пусть они теперь назначают глав местного самоуправления. Этого не получилось. Поэтому им нужны какие-то иные компенсации. Что им предложить? Вот им и предлагают набор компенсационных шагов. Большинство этих шагов имеет формальное значение».
Алексей Макаркин напомнил «НГ», что подобный прецедент привлечения к правительственной работе губернаторов уже был: «В 1998–1999 годах все главы регионов России считались членами правительства. Они на равных участвовали в заседаниях, для них даже были выделены два ряда кресел в Белом доме в зале, где заседает правительство. Они там сидели и наравне с членами правительства могли участвовать в обсуждениях. Однако в итоге такая практика перестала существовать, и произошло это по самой простой причине: все губернаторы тогда сидели в Совете Федерации, там они могли осуществлять все свои властные полномочия на самом деле, принимая или не принимая закон, а не на уровне обсуждений».
«Все это вполне можно назвать фасадной демократией. Это сильно напоминает советские времена, когда на съезды КПСС приезжали доярки и создавалась видимость плюрализма», – заключил Александр Хандруев.