Путин и Буш предпочли не затрагивать спорных вопросов.
Фото Reuters
В Вашингтоне Владимира Путина ждали приспущенные флаги. В день визита российского президента по всей Америке служили молебен по жертвам трагедии в Новом Орлеане. «Было видно, что американский президент постоянно в мыслях там, с этими людьми, их проблемами, – с пониманием заметил Путин по окончании переговоров. – Но все-таки мы прошлись по всей повестке дня».
Джорджу Бушу было бы, конечно, совсем не до России, если бы не перспектива участия американских компаний в разработке Штокмановского газоконденсатного месторождения. США крайне заинтересованы в поставках энергоносителей из России, и американский президент не стал этого скрывать. «У нас есть товары, которые они хотят покупать, а у них есть товары, которые хотим приобретать мы, – например, в области энергетики», – сказал на итоговой пресс-конференции Буш. На этот раз американский президент не стал критиковать политику друга Владимира. Борьба за месторождение, запасы которого составляют более 3 трлн. куб. м газа, еще не завершена. И, вероятно, поэтому хозяин Белого дома решил не накалять страстей вокруг соблюдения прав человека в России и независимости российских СМИ. Белодомовский пул был солидарен со своим президентом: американских журналистов на этот раз волновали совсем другие проблемы.
═
Демократический консенсус
═
О правах человека в России Буш все-таки однажды сказал. Но так корректно, что можно было только поаплодировать мастерству спичрайтеров, готовивших текст вступительного слова американского президента на пресс-конференции. «Россия – мощный партнер Соединенных Штатов, – сделал реверанс Буш, – и будет еще более сильным партнером по мере того, как реформы, о которых говорил президент России – верховенство закона и возможность для людей в России открыто выражать свое мнение, – будут претворяться в жизнь». Этой фразой внутриполитическая российская тематика была исчерпана. Во всем остальном Буш демонстрировал полный консенсус в российско-американских отношениях. Американский президент, явно желая потрафить своему российскому коллеге, объединил атаки 11 сентября и Беслан: «Оба нападения были вероломными и совершены людьми, которые не беспокоятся о невинных жизнях». Президент США также заявил о возможности завершения переговоров по ВТО до конца этого года. Что же касается Ирана и Северной Кореи, то здесь цели, как отметил Буш, у двух лидеров общие – ядерного оружия там быть не должно.
Все бы ничего, но вот только постсоветское пространство явно разводит лидеров и их команды по разные стороны баррикад. В Нью-Йорке госсекретарь Кондолиза Райс по очереди встретилась с украинским и грузинским президентами. Причем Михаил Саакашвили «за успехи в строительстве демократии» получил бонус в виде соглашения о выделении Грузии почти 300 млн. долл. финансовой помощи. В Вашингтоне Путин сказал все, что он по этому поводу думает. «Мы выступаем за последовательное продвижение интеграционных процессов в рамках СНГ при неукоснительном соблюдении суверенных прав всех наших соседей, – артикулировал позицию России Путин, – их права самим, без давления извне выбирать путь национального развития». «Надеемся здесь координировать нашу деятельность со всеми нашими партнерами», – заметил глава России. Буш предпочел вообще не затрагивать проблему СНГ на пресс-конференции в Вашингтоне. Он и так слишком много сказал в Нью-Йорке.
«Господин президент, в ООН вы, возможно, сознательно, когда говорили о стремлении мира к демократии, в одном ряду упомянули такие страны, как Афганистан, Иран, Грузию, Украину, Ирак. Вы считаете, что политическая ситуация в этих странах схожая?» – спросил корреспондент информационного агентства «Интерфакс». «Я не понял┘» – в эту минуту Буш выглядел как человек, который из-за проблем с памятью не помнит, что он говорил всего пару дней назад. Он искал взглядом своего госсекретаря, но она вряд ли могла ему помочь. Журналист спокойно повторил вопрос по-английски. «Нет, я считаю, что они все разные», – стал опровергать сам себя американский президент. А затем ударился в философию: «На самом деле демократия отражает культуру и историю каждого народа, но мне представляется, что у них есть некоторые общие принципы». «Но они на разных этапах развития демократии», – уже совсем заблудившись в своем собственном ответе, добавил Буш. После чего вспомнил про Ирак: «Это начинающая демократия, но там ясно, что люди знают, чего они хотят». «Вывода американских войск», – захотелось присутствующим журналистам продолжить мысль президента. «У них есть Конституция, написанная не под дулом пистолета, а народом, обществом» – это обстоятельство Буш решил выделить особо.
Российский президент тоже решил высказаться по иракской тематике. «В Ираке ситуация, вы и так знаете, какая», – здесь Путин выдержал паузу, словно не желая договаривать фразу до конца. «К сожалению, мы сталкиваемся с непрекращающейся чередой насилия», – пояснил он. «Связано это тоже известно и понятно с чем, – здесь глава России предпочел закончить свою мысль, – с приближающимся референдумом по Конституции». И объяснил, что принятие документа может привести к урегулированию ситуации в стране только в том случае, «если основные политические силы и этнические группы будут чувствовать, что это их Конституция, если этот документ будет согласован с подавляющим большинством населения Ирака».
═
«Мы еще поработаем!»
═
Американскую прессу вообще интересовали не Россия, а Новый Орлеан и выделение масштабной финансовой помощи. «Кто будет платить за восстановление города и как это повлияет на государственный долг?» – спросил Буша американский журналист. «Уничтожен регион размером с Великобританию. Один из наших великих городов – Новый Орлеан – под водой», – Буш сделал жест рукой, показывающий степень затопления. Теперь уже никто не сомневался, что город прямо с головой ушел под воду. «Мэр был вчера очень рад, что часть этого города уже сейчас имеет свет, воду», – вспоминал свою поездку в затопленные районы глава Белого дома. «Нет, водосистема еще не работает, – поправился он, – но канализация функционирует». «Это будет стоить столько, сколько надо, – наконец объявил он размер предполагаемых расходов федерального бюджета. И чтобы уже никаких вопросов на эту тему больше не возникало, пообещал: – Мы постараемся мудро тратить деньги».
Предполагаемые расходы американского бюджета волновали и российского лидера. «Мы долгое время жили в Советском Союзе под лозунгом, что нужно думать о будущих поколениях, и не думали о существующих. В конечном итоге мы развалили страну, не думая о людях сегодня», – он популярно объяснил американским журналистам, что произойдет, если они не одобрят инициативу его друга Буша. «Поэтому, конечно, нужно тратить деньги, но делать это необходимо аккуратно», – посоветовал американцам Путин.
Путина и Буша спросили, как будут развиваться российско-американские отношения после того, как они оба в 2008 году покинут свои посты. «Нас уже выгоняют? Мы еще поработаем», – пообещал российский президент.
═
Вашингтон–Москва