Михаил Касьянов внес сумятицу в стан оппозиции.
Фото Reuters
Резкие высказывания Михаила Касьянова в среду вечером внесли сумятицу в стан оппозиционных партий. Напомним, что Касьянов, говоря о своих консультациях с политиками и их движениями, фактически заявил о намерении стать координатором объединения оппозиции. Но, как показало расследование «НГ», не все партии и движения, чьи действия готов координировать бывший премьер, согласны с такой его ролью. Если на правом фланге, опровергая высказывания Касьянова, все же готовы к переговорам с ним, то левые выступили более резко.
Представители многих оппозиционных партий и движений (к которым можно отнести, пожалуй, всех, за исключением «Единой России», ЛДПР и Партии жизни) не подтвердили наличие контактов с бывшим главой правительства. Консультации, о которых упоминал Михаил Касьянов, проходили лишь с руководством «Яблока» и лидером организации «Наш выбор» Ириной Хакамадой. Встречался Касьянов с членом политсовета «Союза правых сил» Борисом Немцовым (именно он в свое время предложил рассматривать фигуру экс-премьера как консолидирующую, способную объединить либералов), но легитимность подобных контактов тут же опроверг лидер СПС Никита Белых. «Они могут общаться, консультироваться, проговаривать какие-то варианты, но это не является позицией партии», – заявил «НГ» глава СПС.
«Это будет не демократическая коалиция, а олигархическая. И мы в нее никогда входить не будем», – заявил, в свою очередь, вождь коммунистов Геннадий Зюганов. «Касьянов выступает в роли некоей фигуры, которая якобы может объединить оппозицию, но он является нашим принципиальным идеологическим оппонентом», – утверждает зампред КПРФ Иван Мельников.
Вот как отвечали политики на вопрос «НГ»: «Встречались ли вы с Михаилом Касьяновым?»
═
Ирина Хакамада, лидер движения «Наш выбор»
═
Я встречалась с ним лично. Переговоры велись и ведутся дальше, потому что оппозиционеров, либералов нужно каким-то образом объединять. И Касьянов, я считаю, является фигурой, достойной для объединения демократических сил. Идеология с левыми у нас все-таки разная. Можно фактически объединяться, но чтобы двигаться, начинать нужно все-таки с его программы, а программа у него социально-либеральная.
═
Сергей Митрохин, зампред партии «Яблоко»
═
Мы находимся в режиме постоянных консультаций с Касьяновым. Встречались с ним Григорий Явлинский, Сергей Иваненко, я. Были телефонные разговоры. Но пока нет никаких договоренностей, которые бы могли оправдать надежду на то, что будет некое объединение демократов под его руководством. У нас в последнее время были встречи со всеми политическими лидерами, которые вообще существуют в оппозиционной нише.
═
Геннадий Зюганов, лидер КПРФ
═
Никаких консультаций у нас с ним не было. Четыре года Касьянов в команде Путина проводил откровенно либеральный курс. При Касьянове была распродана вся общенациональная собственность, были добиты все базовые отрасли экономики, ликвидировано развитие бюджета. При Касьянове расцвела пышным цветом вся олигархия, она пользовалась его покровительством, были подготовлены все непопулярные законы, которые сейчас реализуются, начиная от пенсионной, административной реформ – и заканчивая монетизацией, автогражданкой и тому подобное. Что-то новое он нам предложить не сможет, а в России олигархия, при помощи которой он хочет выдвинуться, вряд ли пройдет. Мы тут будем проявлять максимальную бдительность.
═
Эдуард Лимонов, лидер НБП
═
Переговоров у нас не было, но мы за любые переговоры, ведущие к позитивному результату, к изменению ситуации. Мы бы согласились на встречу с Касьяновым. Видите ли, настолько нас не устраивает режим Путина, при котором нас пытаются просто физически уничтожить, что любые предложения по этому поводу нас, естественно, интересуют. Я вижу пока первые шаги Касьянова, и он не вызывает особой злобы и ненависти с разных сторон. Если бы он каким-то образом закрепил вчерашние высказывания по поводу политических свобод в стране, разделения ветвей власти, по поводу демократических принципов, мультипартийности, то мы бы смотрели на него с интересом.
═
Никита Белых, председатель федерального политсовета СПС
═
Я не встречался с Касьяновым, но уже неоднократно говорил, что, если Михаил Михайлович хочет вести переговоры с политической партией «Союз правых сил», он должен обратиться к председателю федерального политсовета, то есть ко мне. Мне известно, что он встречался с членами партии, с которыми он знаком лично, шло обсуждение каких-то тактических вопросов об участии Касьянова в процессе консолидации. Но я подчеркиваю, что они не выступают представителями от партии. Они могут общаться, консультироваться, проговаривать какие-то варианты, но это не является позицией партии.
═
Дмитрий Рогозин, лидер партии «Родина»
═
Переговоров не было, и в планах каких-либо контактов с Касьяновым нет.
═
Марина Литвинович, помощник лидера движения «Объединенный гражданский фронт» Гарри Каспарова
═
Поскольку мне ничего не известно о подобных переговорах, я думаю, что и Гарри Каспарову об этом ничего не известно.
═
Владимир Кишенин, лидер Социал-демократической партии
═
Сразу говорю, что партия, которую я возглавляю, не является оппозиционной. Это партия конструктивного диалога с властью. Никакие переговоры ни с Касьяновым, ни с какими другими людьми я не веду, потому что я считаю, что люди, которые сегодня встали в оппозицию к президенту и к его политике, неконструктивны. Критиковать все могут.
═
Владимир Лысенко, лидер Республиканской партии России
═
К сожалению, до нас Михаил Михайлович еще не добрался. Мы каждый день сейчас общаемся с демократами, потому что нужно интенсифицировать процесс объединения, так что я бы знал, если бы какие-то были переговоры. Может быть, у него уже график висит, когда с нами встречаться. Я к Михаилу Михайловичу лично хорошо отношусь, и если он предложит, думаю, бесспорно переговоры пройдут. Касьянов видит себя именно как лидера демократического движения, но скорее всего не у всех лидеров демократических партий по этому поводу такое же мнение. Мне кажется, в такой ситуации, с навешенными на него кучами всяких уголовных обвинений, ему, конечно, будет сложно провести какие-то успешные переговоры. К тому же он слишком интеллигентный и мягкий.