Подготовка президентских выборов 2008 года фактически идет полным ходом. Новые подробности этой работы сообщил источник «НГ» в Кремле. Стратегию кампании определяет Владимир Путин, но вся предвыборная активность будет направлена на продвижение на высший уровень власти его не названного пока преемника.
Фоном, на котором разворачивается операция «Преемник-2», стало нескрываемое, даже декларируемое сворачивание ряда нужных стране реформ и сосредоточение усилий и ресурсов на ряде популистских инициатив, названных «национальными проектами». Серьезность этой стратегии подтверждается целым рядом сделанных в последнее время Владимиром Путиным заявлений о своем неучастии в выборах на третий срок.
Критерии: абсолютная лояльность плюс абсолютное бессилие
А после того как президент на встрече с правительством, руководством парламента и Госсовета назвал ряд приоритетных социальных реформ, которые будут проводиться в ближайшие 2–3 года, возник второй вопрос: с какой целью?
Конечно же, забота о благе народа и государства подразумевается сама собою. Но почему вчера забота была направлена, скажем, на реформу армии, а сегодня – совсем в другую сторону? К чему бы такой поворот? Президент решил в оставшееся до очередных выборов время осуществить то, что реально, чтобы уйти с поста триумфатором, а преемнику оставить то, что сегодня сделать не под силу?
Председатель Гражданского совета по международным делам доцент МГУ Сергей Марков в беседе с корреспондентом «НГ» высказал такое мнение: «Во-первых, независимо от того, кто будет преемником, Владимир Путин по-прежнему будет играть активную роль в российской политике и определять стратегию развития страны. Во-вторых, еще до 2008 года Путин, насколько я понимаю, полон решимости проводить несколько очень нужных реформ. Опыт реформы по монетизации льгот показал, что дешевых реформ быть не может. Реформы должны сопровождаться повышением жизненного уровня тех людей, к которым они обращены уже сейчас. Повышение зарплат учителей свидетельствует о том, что готовится реформа образования, повышение зарплат врачам – о том, что готовится реформа здравоохранения».
Стремление президента непосредственно контролировать работу правительства по этим приоритетным реформам лидер партии «Наш выбор» Ирина Хакамада объяснила корреспонденту «НГ» так: «Чтобы придать реформам популярность и передать их преемнику, необходим личный контроль», а президент «давно уже понял, что правительство – это такой черный ящик, в котором тонет все».
Эксперты «НГ» считают, что имя преемника, которого готовит себе Владимир Путин, будет названо еще не скоро.
«Я почему-то думаю, что это будет сюрприз, – заявила «НГ» Ирина Хакамада, – потому что это заложено в личности президента. И, как доказывает предыдущий опыт, чем больше что-либо обсуждается – фамилии, личности и люди, тем неожиданнее ход».
Лидер партии «Наш выбор», а в 2000 году – одна из руководителей СПС, естественно, учитывает опыт проведенной тогда первой операции «Преемник», после которой Борис Ельцин получил в лице Владимира Путина совсем не того политика, на которого рассчитывал, и политика пошла не та, которой он ожидал.
Поэтому, считает Ирина Хакамада, при выборе кандидатуры преемника главные критерии будут таковы: «Первое – это абсолютная лояльность. И второе – абсолютное бессилие. То есть эта фигура должна быть настолько слабая, что, с одной стороны, не будет обладать никаким ресурсом, чтобы потом сыграть в другую игру. С другой – может быть даже в силу своей слабости очень преданная, потому что любая фигура более-менее сильная – это катастрофа. Нужна фигура без своей команды, без финансовых групп влияния на этого человека».
Серей Марков видит другие способы, которыми Владимир Путин может сохранить за собой первенство во власти: «Думаю, что он обезопасит себя путем создания некой системы, в которой будущий президент, преемник, не будет обладать всей полнотой власти. Возможно, будет некое коллективное руководство, и Путин, возможно, будет играть роль Дэн Сяопина, который, как известно, не потерял контроля над развитием Китая, даже когда не был официальным лидером. Наиболее реалистичный вариант – это Путин как лидер правящей партии. Возможно, будет создана какая-то отдельная организация, не в виде правящей партии, а какой-то социально-экономический совет или что-то в этом роде».
Третий срок Путина – вряд ли, но все может быть
В таком контексте смена ориентиров в проведении реформ выглядит если и не идеальной, то вполне логичной. Конечно, хорошо было бы осуществить наконец переход армии на профессиональную основу. Именно в нынешнем году это и должно было произойти – согласно указу президента Ельцина от 1996 года. Но – слишком дорого, сложно. Надо много денег, надо много работать. Не успели пока.
Потратить на объявленные приоритетными социальные реформы более 500 млрд. руб. в 2006–2008 годы – тоже, конечно, дело непростое. Все-таки около 2,5% от расходной части федерального бюджета. Учителям и врачам повысят зарплату, школы компьютеризируют, больницы сплошь оснастят современным оборудованием. А врачи, учителя и другие работники социальной сферы – это электорат, причем электорат обиженный, с ним надо поработать.
Решили поработать и с владельцами недвижимости – то есть практически со всеми нами. Глава Минэкономразвития Герман Греф сообщил, что введение единого налога на недвижимость откладывается – какое совпадение! – до 2008 года. А это значит, что мы будем – пока – платить налог не по рыночной стоимости жилья, а по прежней, низкой. И будем довольны – до самых президентских выборов
А Госдума как нельзя кстати принимает поправки в Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», согласно которым уже начатая реформа местного самоуправления практически переносится с 1 января 2006 на 1 января 2009 года. Это немудрено – реформа очень затратна. А деньги нужны на другие направления, более приоритетные.
Региональные лидеры пока еще недружно реагируют на плодотворную реформаторскую программу. Президент Татарстана Минтимер Шаймиев заявляет, что республика готова к переходу на новую систему местного самоуправления, а «откладывать реформу ЖКХ – значит загонять ее в тупик».
Иначе смотрит на вещи Юрий Лужков. Он уже сообщил москвичам, что в ближайшее время им не придется полностью оплачивать квартиры, электроэнергию, тепло и прочие услуги – ни в 2006-м, ни в 2007-м годах. О годе 2008-м столичный мэр почему-то ничего не сказал.
Но поддержка регионов, надо полагать, не заставит себя долго ждать. Реформы по направлению главного удара пойдут, операция «Преемник-2» будет подготовлена.
Возможно ли, что за оставшиеся полтора года Владимир Путин от нее откажется и даст себя «уговорить» на третий срок? Эксперты «НГ» допускают и это.
Сергей Марков считает, что «президент может пойти на какой-то вариант третьего срока только в случае резкого изменения политической ситуации, как в хорошем, так и в плохом смысле. В плохом, например, если разразится масштабный кризис и будет ясно, что президент просто не имеет права уходить в отставку, и хороший вариант – если произойдет объединение России и Белоруссии и для обеспечения такого объединения ему нужно будет какое-то время сохраниться у власти. Если все будет нормально, то президент никоим образом не останется».
По мнению же Ирины Хакамады, «возможно давление на Путина, чтобы все-таки пошел на третий срок со стороны тех, кто в этом заинтересован. И даже, может быть, провокации в случае его жесткого несогласия».
Приоритеты в основных социально-экономических реформах на ближайшие годы
1. Перевод Вооруженных сил на профессиональную основу. Должен был завершиться в 2005 г. Отложен до 1 января 2008 г. 2. Реформа местного самоуправления. Должна была вступить в силу с 1 января 2006 г. Госдумой РФ приняты в первом чтении поправки о переносе срока на 1 января 2009 г. 3. Введение единого налога на недвижимость (по ее рыночной стоимости). Отложено до 2008 г. 1. Здравоохранение и образование. Повышение зарплат врачей
Отложенные реформы
Национальные проекты, планируемые к 2008 г.
и учителей. Компьютеризация школ, обеспечение оборудованием больниц.
2. Обеспечение жильем. Развитие ипотечного кредитования.
3. Финансовая поддержка сельского хозяйства, в частности животноводства.