«Таймс»
Уверенное выступление г-на Путина, очевидно, было направлено на смягчение его имиджа на Западе, где он рассматривается как все более авторитарный политик, а также на опровержение слухов о планах действующего президента остаться на посту после истечения его срока в 2008 году. «Нет, я не намерен становиться президентом в 2008 году. Мы не собираемся менять Конституцию», – настаивал он. Он также не согласился с обвинениями в авторитаризме, отметив, однако, что все государства должны разрабатывать свои демократические системы в соответствии со своей культурой и особенностями общества: «Мы просто не можем копировать все». В ответ на обвинения в попытке ввести некую форму «управляемой демократии», он ответил: «Я не знаю, что это такое. Демократия либо существует, либо нет...»
Господин Путин с презрением отозвался о новом правительстве Украины президента Виктора Ющенко, заявив, что оно расколото коррупцией и развалило соглашение о новом российском газопроводе в Западную Европу. По словам президента, ранее он предупреждал Европу о последствиях, но «никто не хотел нас слушать, а слушать нас надо»...
Путин выразил озабоченность ядерными программами Тегерана, но настоял на том, что пока тот ничего противозаконного не совершил и иранское досье не надо направлять в СБ ООН. Как по иранскому, так и по северокорейскому вопросу все должны работать с чувством и осторожностью. Это стало бы «великим достижением международной дипломатии».
Как и можно было предсказать, Путин был бескомпромиссен по Чечне. Выступая лишь через два дня после общения с делегацией матерей из Беслана, он заявил, что организовавший захват школы Шамиль Басаев должен быть пойман или уничтожен как можно скорее. Путин осудил ряд западных СМИ за то, что те, прикрываясь «демагогической риторикой» о свободе слова, предоставили Басаеву и другим террористам трибуну для выступления.
Господин Путин отметил, что отношения РФ с Китаем сейчас лучше, чем они были на протяжении последних по меньшей мере 40 лет. Он постарался развеять опасения, что совместные военные маневры должны были стать предупреждением, и подчеркнул, что новое сближение двух стран не представляет угрозы Японии или Корее. В то же время Путин саркастично отозвался о попытках Японии урегулировать спор по Курильским островам, указав, что СССР был готов подписать соответствующее соглашение в 1956 году.
Столь же жестко президент оценил попытки Эстонии и Латвии возобновить пограничное противостояние с Россией. Он отметил, что хотел подписать договор с Эстонией, поскольку полагал, что настало время перевернуть страницу. Однако Эстония попыталась вставить в документ ссылки на договор от 1920 года, что, по мнению России, «абсолютно неприемлемо» и способно стать прецедентом для возобновления бесконечных территориальных споров в Европе. «Что бы это значило для польско-германской границы?» – спросил он.
Господин Путин отметил, что у России сейчас крайне благоприятные экономические перспективы в основном в связи с высокими ценами на нефть. Он подчеркнул, что страна не будет безответственно тратить свалившиеся с неба доходы или взвинчивать инфляцию. Он пожелал инвестировать средства в Стабфонд, на развитие высоких технологий, здравоохранения, жилого фонда и науки, а также погашение займов России.
Он признал, что коррупция в России остается большой проблемой, как, впрочем, и во всех странах, переживающих переходный период. Он засмеялся, когда услышал вопрос, есть ли коррупция в самом Кремле, и подчеркнул, что чиновники, сидящие в советах директоров госкомпаний, присутствуют там, лишь чтобы блюсти интересы государства.
«Файнэншл таймс»
Путин не исключил, что другие люди из Кремля будут баллотироваться на президентский пост, отметив, что стремление к власти «только естественно для любой политической силы». Таким образом высоки шансы того, что один из его старших помощников выставит свою кандидатуру в 2008 году при поддержке партии «Единая Россия». Путин сказал, что не уйдет из общественной жизни: «Хотелось бы, чтобы российский народ пользовался моими знаниями и опытом».
Впрочем, даже сделав акцент на поддержание стабильности, г-н Путин не успокоил олигархов страны. Он отказался исключить повторение атаки на ЮКОС. Г-н Путин заявил: «Никто не пытается обуздать олигархов. Мы лишь пытаемся заставить их соблюдать закон». В США для появления миллиардеров потребовалось 100 лет, отметил он. «Российские олигархи стали миллиардерами за несколько лет. Без нарушения закона это невозможно». Российский лидер не стал пускаться в дополнительные подробности, однако его заявления не оставляют сомнений в его отношении к бизнесменам, заработавшим на непрозрачных приватизационных сделках 1990-х.
Господин Путин отверг обвинения в попытке создать новое поколение олигархов посредством назначения кремлевских чиновников в советы директоров крупных госкомпаний, таких, как «Газпром» и «Аэрофлот». Эти чиновники не олигархи, а представители государства в управлении компаний, где государство является акционером. Они не получали дивидендов или личных вознаграждений и прибыли, сказал он.
«Гардиан»
Господин Путин не стал прямо обвинять западные правительства, заявив: «Не думаю, что какие-либо западные страны, будь то европейские или же Соединенные Штаты, действуют против Российской Федерации». Но добавил, что России известно о ряде неправительственных организаций на Украине, профинансированных иностранными правительствами...
Господин Путин сказал, что Россия не против перемен, но «мы лишь опасаемся, что эти перемены будут хаотичными. Тогда получится банановая республика, где побеждает тот, кто громче кричит».
Независимые российские газеты критиковали г-на Путина за то, что тот дважды посетил Киев с целью поддержать промосковского кандидата на президентских выборах. Он дал понять, что на этой неделе в Берлине это не повторится. Он встретится с Ангелой Меркель, оппонентом канцлера Герхарда Шрёдера на приближающихся в Германии выборах, и с самим канцлером.
Путин постоянно говорил с раздражением о происходящем в бывших советских республиках. «Мы не можем вернуться к Российской империи. И лишь идиот способен вообразить, что мы к этому стремимся», – сказал президент.
Принципиальные заявления российского президента, которые были обнародованы через зарубежные СМИ
5 марта 2000 года: в первом интервью зарубежному СМИ с того момента, как он стал руководителем страны (это была британская телекомпания BBC), тогда еще исполняющий обязанности президента РФ Владимир Путин сделал сенсационное заявление, заговорив о возможности вступления России в НАТО – разумеется, на условиях равноправного партнерства.
20 сентября 2003 года, накануне поездки в США на саммит с президентом Джорджем Бушем, Владимир Путин дал четырехчасовое интервью корреспондентам ведущих американских изданий. В нем он, в частности, заявил, что газ, примененный при спецоперации во время штурма здания на Дубровке, был безвредным и не привел к гибели людей. Это заявление, ставшее доступным российским СМИ из зарубежных источников, стало поводом для иска к главе государства, поданного от имени общественной организации «Норд-Ост» к президенту. По мнению заявителей, в интервью содержалась ложная информация.
Ноябрь 2003 года: в интервью Владимира Путина итальянской «Corrire della sera» президент отверг возможность «деятельного раскаяния» в деле ЮКОСа. Надо исполнять закон всегда, а не только тогда, когда «схватили за одно место», разъяснил президент суть государственной политики по отношению к крупному бизнесу.
6 сентября 2004 года – через три дня после событий в Беслане Владимир Путин принял у себя в резиденции Ново-Огарево 35 человек из числа участников международной конференции «Дискуссионный клуб «Валдай», целью которой было заявлено улучшение имиджа России за рубежом. В число приглашенных на встречу с президентом вошли в основном западные ученые или эксперты аналитических центров по изучению России, а также несколько действующих иностранных журналистов. По сообщению английской газеты «Гардиан» на вопрос, будет ли проведено расследование причин трагедии в Беслане, Путин ответил, что намерен установить точную хронологию событий, найти ответственных и наказать виновных, а для этого достаточно внутреннего расследование. Он также добавил, что не станет возражать, если российский парламент пожелает провести собственное расследование, однако, по мнению президента, такое расследование может стать очередным политическим шоу. На вопрос о ЮКОСе президент ответил, что продажа компанией активов, чтобы заплатить налоги, не означает ее банкротства. Правительство не пытается управлять нефтяными компаниями, пояснил он, речь идет только о том, чтобы сделать государственные компании более эффективными.