Вчера Владимир Путин встречался в Туапсе с руководством и сотрудниками компании «Роснефть». Туда он отправился из Сочи на борту президентской яхты «Кавказ». Неожиданно для всех и журналисты оказались приглашены в морское путешествие. Почти трехчасовой круиз закончился неформальным разговором с главой государства, в ходе которого Путин откровенно отвечал на самые сложные и острые вопросы, например, о Беслане и войне в Чечне.
В последнее время президент часто в неформальном режиме общается с прессой. Например, когда в конце августа приезжал итальянский премьер Сильвио Берлускони, Путин провел журналистов на закрытую территорию «Бочарова Ручья» посмотреть на своего пони. А вчера он пригласил журналистов на борт «Кавказа».
Интерьер президентской яхты практически ничем не напоминал о ее возрасте, а между тем в августе этого года «Кавказу» исполнилось 25 лет. Как на верхней, так и на нижней палубах стоят современная кожаная мягкая мебель, видеопроигрыватель и магнитофон. Желающие могут смотреть классику советского кино, например, «Иван Васильевич меняет профессию» или «Кавказскую пленницу». Единственное, что напоминает о временах генсеков, – старая модель телефонного аппарата закрытой связи.
Посередине пути нам неожиданно предложили пройти на верхнюю палубу на бокал шампанского. Владимир Путин сидел на корме за деревянным столиком в светлой рубашке и светлых брюках и ел фисташки. Журналистам пришлось сесть на далеком расстоянии от главы государства. «Так ничего не слышно будет», – сказал кто-то из моих коллег. Владимир Путин улыбнулся. «А вы вопросы собираетесь задавать? Да расслабьтесь», – предложил президент.
Разговор тем не менее получился. Сначала Владимир Путин рассказал нам, например, что каждый день плавает по километру и проплывает дистанцию примерно за 32 минуты.
Поговорили о лошадях. Потом перешли к более серьезным темам. Например, мы спросили его о недавнем выступлении на расширенном заседании правительства. Я поинтересовалась, почему многие заявленные президентом проекты нужно обязательно реализовать до 2008 года. Путин сказал, что это никак не связано с окончанием его президентского срока. Просто на самом деле, по его мнению, российской экономике противопоказаны проекты, которые можно реализовывать в течение долгого времени. «Нам нельзя влезать в долгострой и выбрасывать деньги на ветер», – заметил президент. Поскольку все сразу реализовать невозможно, то нужно сделать то, что считается приоритетным и самым важным.
Мы спросили, почему Путин лично собирается контролировать реализацию решений. На этих задачах, объяснил президент, крайне важно сосредоточить все административные и финансовые ресурсы. Задач много, констатировал он. И, по мнению Путина, лоббисты даже из лучших побуждений могут растащить финансовые средства. Глава государства имел в виду правительственных чиновников, которые постоянно предлагают инвестировать бюджетные средства в крупные инвестиционные проекты.
═
Сочи–Туапсе