Знаковые назначения и отставки произошли в военно-морском ведомстве России. Один из долгожителей и самых одиозных фигур в Министерстве обороны главком Военно-морского флота России Владимир Куроедов как раз в день своего 61-летия был по решению президента страны отправлен в отставку. На его место назначен начальник Главного штаба ВМФ Владимир Масорин. Именно он сопровождал президента на последних крупнейших учениях на Северном флоте. Место Масорина занял командующий Северным флотом Михаил Абрамов.
Куроедов прокомандовал российским флотом почти 8 лет. На защите его кандидатской диссертации по теме «Стратегия государства в области морской политики» летом 2000 года присутствовал лично президент страны Владимир Путин. Отставку Куроедова за череду ЧП на море в последние годы прогнозировали давно. Но она произошла только теперь, причем Владимир Путин, прощаясь с Куроедовым, говорил только о его заслугах, тем самым подчеркивая, что главком уволен по возрасту, а не за какие-то грехи.
Владимир Масорин зарекомендовал себя как вполне лояльный и сдержанный начальник Главного штаба ВМФ. Владимир Путин познакомился с ним еще в 2002 году на учениях на Каспии. Масорин до этого прокомандовал Каспийской флотилией целых 6 лет. Эта должность была не лучшим трамплином для выдвижения по службе – Каспий в глазах военных моряков не океан и не море, а просто озеро. До службы на Каспии Масорин никогда не был в ранге даже заместителя командующего флотом, но спустя уже 2 месяца после личного общения с президентом РФ был назначен командующим Черноморским флотом. И вот не прошло и трех лет, как он уже главком ВМФ.
Общение с президентом стало звездным часом и для 48-летнего адмирала Михаила Абрамова, который до последнего времени был командующим Северным флотом. Как известно, в августе на Севере были успешно осуществлены столь долгожданные после срывов в феврале 2004 года пуски межконтинентальных баллистических ракет. Это президент увидел воочию и, видимо, оценил по достоинству.
Между тем для кадровой политики Кремля, несмотря на все кажущиеся противоречия, – это вполне ожидаемое событие. И Масорин и Абрамов в отличие от своих предшественников очень сдержанные и немногословные офицеры. А «наверху», как свидетельствуют многие факты, видимо, не любят «шумных» военачальников. Скажем, не прижился в Минобороны РФ «строптивый» и не раз высказывавший свое мнение о проблемах безопасности страны бывший командующий СКВО и герой первой и второй чеченских войн Геннадий Трошев. Из-за несогласия со многими направлениями военного строительства раньше времени ушел в отставку опытный методист, бывший в свое время лучшим командующим военным округом, экс-главком Сухопутных войск Николай Кормильцев. Целая череда отставок «строптивых» первых лиц состоялась за последние 5 лет на флотах России. (Вспомним бывших командующих флотами: Черноморским – Владимира Комоедова, Северным – Геннадия Сучкова и Вячеслава Попова).
Таким образом, сложившиеся в советские времена критерии, когда, например, все заместители министра обороны должны иметь весомую командную школу (многолетнее командование военным округом или флотом), в нынешней российской кадровой системе, видимо, отсутствуют. Сейчас среди четырех заместителей министра обороны РФ и его ближайшего окружения нет ни одного генерала, который бы прошел такую сложную и ответственную ступеньку в военной карьере, как командование военным округом. Начальник Генштаба ВС РФ генерал армии Балуевский свою высшую командную должность в войсках отслужил в ранге заместителя командующего Группы российских войск в Закавказье. Первый заместитель Сергея Иванова Александр Белоусов пришел в Минобороны с должности заместителя командующего войсками Северо-Кавказского военного округа по чрезвычайным ситуациям. Вместе с тем почти треть должностей в федеральных агентствах и службах МО РФ занимают выходцы из структур КГБ–ФСБ или те генералы, кого знает лично президент страны.
Скажем, одним из вероятных претендентов на введенную недавно президентским указом должность статс-секретаря МО РФ является начальник Службы кадровой и воспитательной работы Министерства обороны генерал армии Николай Панков. Почти вся его служебная карьера (до 1997 года) проходила в коридорах вузов КГБ–ФСБ.
На должность главкома ВВС вместо Владимира Михайлова, которому в октябре 2005 года исполняется 62 года, может быть назначен командующий Дальней авиацией генерал-лейтенант Игорь Хворов, участвовавший вместе с Владимиром Путиным в полете стратегических бомбардировщиков Ту-160 на недавних августовских военных учениях, во время которых производились успешные пуски ракет по учебным целям.
Таким образом, подчеркнутая отстраненность от политики, сдержанность, немногословность, личная преданность в дополнение, конечно, к соответствующим командирским качествам становятся главными критериями при отборе кандидатов на руководящие должности в силовые структуры страны. То, что при этом исключается политизация армии, вполне разумно. Однако не получится ли в результате, что в руководстве Минобороны РФ переведутся профессионалы, имеющие значительный войсковой опыт?