В минувшие выходные глава государства отчетливо дал понять, что по-прежнему не намерен «назначать» ответственных за трагедию в Северной Осетии. Годовщина бесланской драмы и встреча с родственниками погибших заложников не стали поводом для кадровых перестановок и радикальных оргвыводов.
Более того, глава государства впервые признался, что российские спецслужбы слабы, а значит, мы не можем предъявлять к ним слишком серьезные претензии. В субботу на совещании с ключевыми членами Совбеза Владимир Путин предложил провести дополнительное расследование. Оно поручено даже не генеральному прокурору, а сотрудникам его центрального аппарата.
На встрече с делегацией из Северной Осетии и на субботней встрече с силовиками глава государства Путин признал, что российские спецслужбы не всегда способны отражать атаки террористов, работать на опережение, предотвращать террористические акты.
Однако он счел нужным подчеркнуть: здесь мы ничем не отличаемся от спецслужб других государств. А на встрече с родственниками погибших заложников президент фактически предложил не предъявлять к силовикам серьезных претензий. «В первой половине 90-х годов в результате тяжелых событий в Чечне и наши Вооруженные силы, и специальные службы вообще находились в состоянии нокаута, в полуразложенном состоянии», – объяснил президент матерям причину, по которой силовики не смогли защитить жизни их детей.
В субботу на совещании с ключевыми членами Совбеза президент счел нужным напомнить подчиненным и об ответственности: «Должен сказать, что каждый из нас и как гражданин, и в силу своего должностного положения несет ответственность за все, что происходит в этой сфере». Однако публично глава государства не сказал ни слова о том, что необходимо привлечь к ответу должностных лиц, чьи действия или бездействия допустили трагедию в Беслане. Он просто предложил провести «объективное и всестороннее» расследование, косвенным образом признав, что до настоящего момента следственные мероприятия в Беслане не отличались ни объективностью, ни всесторонностью. При этом Путин сослался на мнение родственников заложников, у которых «до сих пор нет объективных данных о ходе расследования террористического акта, о том, какие условия и обстоятельства способствовали тому, что этот теракт вообще стал возможен». Дополнительное расследование, по мысли президента, должно «способствовать кардинальному улучшению, совершенствованию всей правоохранительной сферы в стране», а «результаты рассмотрения этого уголовного дела должны быть положены в основу активизации деятельности правоохранительных органов и специальных служб».
Для сравнения: следственную бригаду, которая расследовала причины гибели подлодки «Курск», по поручению президента возглавил генеральный прокурор Владимир Устинов. В минувшую субботу Путин не стал обременять генпрокурора столь сложными поручениями. Таким образом, глава государства определил уровень и значимость расследования бесланской драмы для власти. «Мною дано поручение Генеральному прокурору направить в Беслан представителей центрального аппарата Генеральной прокуратуры России, – сказал президент ключевым членам Совбеза. – Им предстоит провести всестороннюю дополнительную проверку всей совокупности имеющейся по этому поводу информации».
Дополнительное расследование событий в Беслане скорее всего имеет символический характер. И адресован этот жест прежде всего родственникам пострадавших и погибших заложников, а также населению Северной Осетии в целом. Подобное расследование не предвещает кадровых чисток, тем более – среди руководства ФСБ и МВД. Напомним, что самые громкие отставки в спецслужбах и армии президент предпринял после нападения боевиков на Ингушетию. Тогда свои должности потеряли начальник Генштаба Анатолий Квашнин, главком внутренних войск Вячеслав Тихомиров, командующий войсками Северо-Кавказского округа Внутренних войск Михаил Лабунец, а также замдиректор ФСБ Анатолий Ежков, курировавший Северо-Кавказский регион. Впрочем, смена ключевых сотрудников в силовых структурах не предотвратила серию терактов, самым чудовищным из которых стал захват заложников в Беслане.