Объявлен набор в уличные университеты.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Вчера стало известно, что руководство Владимирской области не разрешило провести на Соборной площади города акцию «Наших» в память о трагических событиях в Беслане. Однако на днях в пригороде областного центра успешно поработал лагерь, объединивший на этот раз их идеологических противников. Как стало известно «НГ», нынешним летом представители правых организаций весьма активно общались со своими единомышленниками и на территории сопредельных государств. Что дало повод некоторым экспертам заговорить о планомерной подготовке бойцов грядущей революции.
═
Опыт близкого и дальнего зарубежья
═
Формат владимирского мероприятия, которое с легкой руки оранжевого интернет-братства окрестили лагерем, был не в пример скромнее недавнего аналогичного действа на Селигере. По словам источника «НГ» в молодежном «Яблоке», Международный республиканский институт (МРИ. – См. справку) снял для участников двухдневного семинара небольшой местный пансионат. 150 участников посещали аудиторные занятия, не отвлекаясь на физическую подготовку. Изучались приемы защиты интересов граждан. Инструктировали семинаристов-лагерников руководители молодежной организации «Оборона». Мероприятие, по словам источника, обошлось организаторам примерно в 5 тысяч долларов.
Руководитель московского отделения МРИ Джоу Джонсон, с которым связался американский источник «НГ», не стал подтверждать или опровергать причастность его института к организации владимирского лагеря, однако американский дипломатический источник прокомментировал деятельность МРИ на территории России следующим образом: «США не поддерживали и не поддерживают каких-либо отдельных партий или движений, а оказывали и оказывают помощь развитию политического процесса и формированию полноценных политических партий. Причем эта поддержка оказывается на основе межправительственных соглашений двух стран».
Подготовка оранжевых кадров, утверждает эксперт питерской группы «Конструирование будущего» Сергей Боровиков, идет также в Швеции, Польше, на Украине и в Грузии.
«В этом году человек восемь, представляющих молодежные организации правого толка, побывали за рубежом, общаясь со своими знакомцами по временам украинской революции», – сообщил «НГ» сопредседатель центра новой социологии и изучения практической политики «Феникс» Александр Тарасов.
Олег Козловский, возглавляющий самарскую «Оборону», о поездке говорит с гордостью. Погрузился он в оранжевую атмосферу на майдане: «Было интересно, что вывело на улицу 300 тысяч человек». Он не прочь поучиться методам политической борьбы у сверстников, «вариться в этой каше и помогать ребятам в чем-то практическом». Сведения о лагерях для подготовки уличных бойцов он отвергает: «О таких формах обучения я слышал – про лагерь «Наших». Там обучаются не оранжевые, а штурмовики Путина. Я понимаю, что нам, оппозиционным силам, будут противостоять футбольные фанаты». Не все приемы товарищей по оружию россияне считают подходящими для себя: «Часть методов мы не можем использовать в России – в связи с нашим законодательством», – рассказывает Олег. Главное, чему учатся отечественные оранжевые школяры, отмечает лидер движения «Оборона» и молодежного «Яблока» Илья Яшин, – это «методы просвещения и политической активизации молодежи – чтобы молодежь шла на выборы, интересовалась ситуацией и хотела ее изменить».
Боровиков объяснил корреспонденту «НГ», как происходит вербовка кадров для революции: «В рамках специального проекта выделяются деньги под конкретную серию мероприятий. Пишется куча бумаг, где определяется формат и персональный состав участников. Нанимаются пустующие летом учебные заведения, пансионаты. Ребятам обеспечивают визы и билеты». Поделиться данными о местах массовой подготовки оранжевых Боровиков отказался, отметив только, что опять-таки имел в виду не лагеря, а именно «проекты»: «Конкретно по оранжевым у меня состава участников пока нет».
═
Политический туризм
═
Александр Тарасов возможное появление тренировочных лагерей для молодежи приветствует: «На Западе эта практика существует десятилетиями. Это не тренировочные лагеря террористов. Там можно спокойно прослушать лекции о первичной организационной работе. Там могут быть семинары по проведению пикета, митинга. В принципе это можно сделать не только в лагере, но и у кого-то на квартире».
Тарасов призывает не передергивать понятия: «Уличная борьба – это не партизанские действия в городских условиях с оружием в руках. Если партия устраивает уличное шествие, то активистов надо готовить к тому, чтобы они проводили его правильно – чтобы не допускали пьяных в ряды, чтобы был утвержден маршрут, согласованы лозунги. Долгие годы мы ничего этого не делали. На одно и то же мероприятие приходили разные люди, вплоть до политических противников организаторов, которые устраивали драки. Такая безалаберность должна когда-нибудь кончаться. Если нет человека, который мог бы этому обучить молодежь у нас, то пусть этому научит кто-то другой. Если есть желающие этому научиться, то это можно только приветствовать».
Преувеличивать результативность идеологического тренинга, считает Тарасов, тоже не следует: «У нас существует практика политического туризма – если пригласили, то наши молодые люди охотно едут. Причем – часто к идеологическим противникам: сегодня к молодым республиканцам где-нибудь в Калифорнии, а на следующий год оказываются в лагере молодых троцкистов в Бельгии. Они таким образом тусуются, прекрасно понимая, что в каждом лагере надо говорить правильные слова. Они едут не для того, чтобы свергать власть».
Опасений Боровикова в отношении оранжевой молодежи Тарасов не разделяет: «У нас есть люди, запугивающие общество призраком оранжевой революции, за которым стоят страшные иностранные замыслы. У них в голове что-то не в порядке, или они получили откуда-то задание – сильно пугнуть народ». «Это очень хорошо, что молодежь общается на таком уровне, – резюмирует зампредседателя партии «Яблоко» Сергей Митрохин. – А чиновникам в разных эшелонах выгодно рисовать угрозу оранжевой революции – чтобы выбивать финансирование для каких-то безумных «Наших». Чиновники, обвиняя правую молодежь, представляют свое же государство в самом невыгодном свете – что его могут разрушить заграничные молодежные тусовки. Это смешно и глупо».
═
Международный Республиканский Институт
═
Cоздан в 1984 году. Некоммерческая организация, не носящая партийной окраски, находится в США. Цель Института – развитие демократии во всем мире. Председателем совета директоров МРИ является сенатор США от штата Аризона Джон Маккейн. Представительства МРИ открыты более чем в 30 странах мира. Финансирование деятельности МРИ осуществляется американским правительством, Конгрессом США, а также используются поступления от частных корпораций и фондов. МРИ проводит обучающие программы для политических партий, органов представительной власти и других организаций, непосредственно участвующих в осуществлении открытого политического процесса. Программы МРИ разрабатываются с учетом местной специфики и интересов участников программ. Они охватывают широкий круг вопросов: от основ гражданского общества, способов создания политических партий и проведения избирательных кампаний на выборные должности до проведения конференций для недавно выбранных парламентариев по вопросам осуществления законодательной деятельности. В Российской Федерации МРИ работает с 1992 года. За это время были проведены серии программ тренингов для депутатов Государственной Думы, депутатов на уровне местного самоуправления и региональном уровне, политических партий и неправительственных организаций.