События с распространением в России и во всем мире птичьего гриппа развиваются стремительно. По оценке специалиста в области теоретических и прикладных проблем иммунологии академика Рема Петрова, пандемия птичьего гриппа, которая может начаться в этом году, унесет десятки миллионов жителей всего мира.
Россия сегодня сильнее прочих стран подвержена эпидемии опасной болезни. Сейчас МЧС оценивает только предварительный ущерб от вспышек птичьего гриппа в стране почти в 38 млн. руб., сообщило вчера агентство «Интерфакс». И ситуация с птичьим гриппом в России, и возможность его распространения уже сейчас серьезно пугают Западную Европу. В частности, в ожидании грядущих неприятностей правительство Великобритании выделило средства на закупку специального препарата для обеспечения медикаментозной защиты от птичьего гриппа полутора тысяч своих полицейских.
Британские полицейские получат лекарство «Тамифлю» – средство, которое, по словам специалиста Института гриппа РАМН Елены Дорошенко, вполне способно блокировать возможную пандемию, о которой ВОЗ предупреждает мир уже третий год подряд. Как сообщает сама компания «Ф. Хоффман ля Рош Лтд.», она получила заявки на «Тамифлю» примерно от 30 государств. Однако, по имеющейся информации, даже такой фармацевтический гигант, как «Рош», в силу чисто технологических причин не можетполностью удовлетворить спрос.
Существование эффективного, по словам Елены Дорошенко, препарата могло бы если не остановить, то хотя бы снизить возможный риск от пандемии птичьего гриппа. Насколько обоснованны опасения стран, торопящихся обезопасить своих граждан, можно судить по такому факту: предыдущая версия птичьего гриппа – испанка – унесла в начале прошлого века жизни 21 млн. человек только в Европе и России.
В России же, по-видимому, государственные структуры, которые отвечают за безопасность населения, продолжают жить по принципу «пока жареный петух не клюнет» – и целиком полагаются на сугубо санэпидемиологические меры борьбы с распространением птичьего гриппа. «Прежде чем закупать какие-то препараты, лекарство регистрируется, а это длительный процесс. Разговоры, что все страны борются за это лекарство, это интересно, но хотелось бы узнать, какие страны и за что борются?» – выразил свое недоумение в беседе с корреспондентом «НГ» профессор Павел Воробьев, заместитель председателя Формулярного комитета Минздравсоцобеспечения РФ, в функции которого входит в том числе и отбор лекарственных средств, подлежащих обязательной закупке.
Свою позицию государственные чиновники, ответственные за закупку лекарств, объясняют просто: пока нет реальной опасности, нет и необходимости тратить деньги. «Речь идет о патологии птичьей, а не человеческой. Случаев заражения людей в России, насколько мне известно, на сегодняшний день нет. Повторяю: у нас больших проблем пока ни с одной патологией не было. Во-первых, для этого существует санэпидслужба, которая активно и четко работает, чтобы предупредить развитие почти любой инфекции. А во-вторых, пока нет случаев заражения человека, разговаривать о лекарствах довольно странно», – заявил корреспонденту «НГ» Павел Воробьев.
Может быть, российские чиновники полагаются на способность наших ученых разработать собственное лекарство от птичьего гриппа? Однако даже по самым оптимистичным оценкам, собственная вакцина может быть получена не ранее середины следующего года. И при этом, как заявил руководитель Национального центра по гриппу ВОЗ, директор Института гриппа в Санкт-Петербурге, член-корреспондент РАМН Олег Киселев, сумма, необходимая для налаживания современного производства вакцины, составляет от 5 до 12 млн. долл.
Если бы сопоставимые суммы были потрачены так, как это делается в Англии, противогриппозным препаратом в России были бы обеспечены от 10 до 24 тыс. человек (стоимость «Тамифлю» – 50 долл. за упаковку в 10 таблеток). Лекарство, которое скупают британцы, при приеме его невакцинированным больным уменьшает срок острого течения болезни на один день. Столь скромные на первый взгляд результаты, по отзывам специалистов, резко снижают опасность заболевания. Но в России пока спрос на новый препарат невелик: по словам Давида Мелик-Гусейнова, руководителя Отдела маркетинговых исследований компании «Фармэксперт», продажи препарата в стране составили во втором квартале 2005 года 356 упаковок, а в первом – около одной тысячи. «С точки зрения интереса фармацевтического рынка России и этого препарата на нем, я думаю, что для «Хофмана» это слишком маленькие объемы», – пояснил Давид Мелик-Гусейнов.
Однако не менее странно было бы думать, что во главе тех тридцати стран, которые заранее стараются подготовить и медикаментозные меры борьбы с птичьим гриппом, стоят люди, мягко выражаясь, недалекие. Между тем, по имеющейся информации, сейчас в Россию специально приезжают люди из-за рубежа, чтобы скупать в наших аптеках «Тамифлю». А между тем Всемирная организация здравоохранения уже призвала накапливать запасы антивирусных средств в связи с возможностью вирусной атаки на человечество птичьего гриппа, которая, по некоторым оценкам, может поразить до 80% всех живущих на Земле болезнью, смертность от которой составляет 40–70%.