Только что закончившиеся совместные российско-китайские военные учения «Мирная миссия-2005» вызвали беспокойство у ряда западных политиков. Но еще больше их может обеспокоить сообщение о предстоящих совместных маневрах армий России, Китая и Индии. Об этом заявил по завершении российско-китайских маневров «Мирная миссия-2005» депутат Госдумы, бывший секретарь Совета безопасности РФ Андрей Кокошин. Он сказал: «Проведение совместных российско-китайско-индийских учений представляется реальным в ближайшей перспективе». По словам Андрея Кокошина, «это становится возможным как в рамках формирующегося треугольника Россия–Индия–Китай, так и за счет активизации деятельности Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), куда недавно Индия вошла в качестве наблюдателя». Он считает, что учения могут быть связаны и с поддержанием стабильности в Центральной Азии, так и с обеспечением безопасности на морских коммуникациях поставки углеводородного сырья.
Слова Андрея Кокошина подтвердил один из высокопоставленных генералов Минобороны, сказав, что прорабатывается вопрос о проведении в 2006 году учений, аналогичных «Мирной миссии-2005» с участием России, Китая и Индии в рамках ШОС. И хотя Индия пока имеет в ШОС только статус наблюдателя, это не мешает ей принять участие в учениях.
Индия и Китай уже провели в ноябре 2003 года совместные учения военно-морских сил в Восточно-Китайском море, недалеко от Шанхая. Три корабля индийских ВМС совместно с китайским флотом отрабатывали «поисково-спасательные работы» с боевой стрельбой. Это повысило уровень доверия между странами и открыло дальнейшие перспективы военного сотрудничества.
На нынешний 2005 год намечались совместные российско-китайско-индийские военно-морские учения «Индра-2005». Об этом еще в январе заявлял главком ВМФ РФ адмирал флота Владимир Куроедов. Пока об этих учениях молчат, но подготовка к ним наверняка уже прошла, совместные планы определены, и, как только будет принято решение о проведении таких учений, они могут состояться без промедления. Индия и Китай с их зависимостью от нефтяного экспорта (Индия до 80% нефти получает морскими перевозками) заинтересованы в таких учениях больше, чем Россия. Зато Россия может получить мощнейший рычаг геополитического влияния.
На 2005 год намечалось участие российских десантников из 76-й Псковской дивизии в ряде учений совместно с китайским и индийскими войсками. Одни учения – «Мирная миссия-2005» – уже прошли. На осень намечались учения в Узбекистане на горном полигоне Фориш в рамках ШОС с участием китайских военнослужащих. А несколько позже российские военнослужащие могут поучаствовать в учениях в индийском Раджастане вблизи пакистанской границы.
Треугольник Россия–Китай–Индия приобретает все большую жесткость конструкции. От прежнего противостояния с великими соседями – северным и южным, – переходящими порой в кровопролитные пограничные инциденты, Китай перешел к политике партнерства. Его стремительно растущая экономика требует стабильности. По потреблению нефти Китай вышел на второе место в мире после США и испытывает дефицит углеводородного сырья. Индия с ее 7,5-процентным ростом экономики пока втрое уступает Китаю в потреблении нефтепродуктов, но тоже наращивает их импорт. Товарооборот Индии и Китая ежегодно удваивается, и для Индии Китай уже стал вторым партнером по объему экспортно-импортных операций.
24 августа индийский министр нефти и природного газа Мани Шанкар Айар призвал Китай перейти от конкуренции к сотрудничеству в третьих странах для обеспечения энергетической безопасности двух стран. Речь в первую очередь шла о Казахстане, где индийская государственная компания ONGC намеревалась поторговаться с китайской государственной нефтегазовой компанией CNPC за нефтяные активы компании «Петроказахстан». Спустя два дня из Пекина сообщили, что вопрос о сотрудничестве рассматривается.
Здоровый прагматизм оказался сильнее прежних амбиций. Индия и Китай пришли к подготовке соглашения о 3500 километрах совместной границы в Гималаях. Они отказываются от взаимных территориальных притязаний и переходят к «гармонизации отношений на границе». Есть еще одна точка взаимных интересов России, Китая и Индии – это борьба с международным терроризмом. Россия на Кавказе, Индия в Кашмире, а Китай в Синьцзяне одинаково страдают от исламских фундаменталистов и экстремистов, главной базой которых являются Пакистан и Афганистан. Это одна из причин, по которым Китай переключился с поддержки Пакистана на сотрудничество с Индией.
Еще в 1998 году тогдашний российский премьер Евгений Примаков высказал во время визита в Дели идею стратегического треугольника Россия–Китай–Индия. Тогда многим это показалось утопической идеей: дескать, взаимные противоречия слишком велики и непреодолимы. Cейчас же межгосударственные отношения меняются и появляются основы для подобного военного партнерства. Тем более что все трое участников едины в политической цели – положить конец американской стратегии однополюсного мира, создав свой собственный центр силы.