В регионах развернулась бурная деятельность по подготовке выборов в местные органы власти. Кампания получается небывало масштабной: хотя уровень избираемой власти и невысок, зато количество избираемых огромно.
Местные власти торопятся проводить выборы, потому что Федеральный закон № 131 «Об общих принципах местного самоуправления» должен вступить в силу с 1 января 2006 года. Правда, Госдума уже приняла в первом чтении поправки в закон, которые позволяют регионам на целых три года отложить его исполнение. Но, как заявил по этому поводу помощник президента РФ Игорь Шувалов, «с решением, предложенным депутатами, не согласны ни в администрации президента, ни в правительстве», поэтому «правильно было бы вводить 131-й закон с 1 января 2006 года на территории всей страны».
Понятно, что на местах, не зная (а может быть, как раз хорошо зная), чем закончится этот спор, дружно взялись за избирательную кампанию.
Некий литературный персонаж, бродячий философ и острослов, разделял все начальство на три категории: старшее, среднее и младшее. Правда, определяя принадлежность к той или иной категории, он исходил из степени вреда, начальником причиняемого. Нам такой подход не годится. Будем политкорректны, не станем никого беспочвенно обвинять. Но нельзя не заметить, что грядущие выборы начальников младших (просто по их месту в вертикали власти) порождают множество проблем, вопросов и сомнений. Прежде всего потому, что количество этих начальников поражает воображение.
«У нас будет 362 мэра», – так оптимистично оценивает перспективы муниципальных выборов тверской вице-губернатор, выступая на пресс-конференции. В Тверской области населения около 1,6 милл. человек, и такого количества мэров там, пожалуй, еще не видали, да вряд ли и представляли себе. По сравнению с этим гораздо более многолюдные Иркутская область или, например, Краснодарский край, которые готовятся избрать примерно такое же количество мэров, мягко говоря, скромничают.
Но мэры, разумеется, не самый многочисленный отряд новых начальников младшего уровня, которых предстоит избирать. Депутатов местных органов власти должно быть примерно вдесятеро больше. Должно быть, но вот будет ли? Организаторы и вдохновители, активисты политических партий произносят вдохновляющие ритуальные слова вроде «есть желающие и готовые идти во власть», но желающие, видимо, пока еще готовятся и идти не торопятся.
В Свердловской области за первую неделю подачи заявлений в 18 из 21 сельской территории не объявился ни один желающий стать местным депутатом. В Карелии за две недели выдвижение кандидатов состоялось лишь в 7% одномандатных округов по выборам депутатов городских и сельских поселений, а в 5 районах республики не был зарегистрирован ни один кандидат. Конечно, не везде кандидаты так медлительны, но в то же время приведенные примеры нельзя назвать исключительными (о том, какие проблемы возникают с проведением муниципальных выборов в Саратовской области, читайте подробно на стр. 4).
Хотя, казалось бы, так ли уж сложно претендентам на депутатский мандат сельского или даже небольшого городского муниципалитета выдвинуть свою кандидатуру? На днях территориальная избирательная комиссия города Свирска Иркутской области зарегистрировала первого кандидата в депутаты городской Думы. Поскольку кандидат идет на выборы в порядке самовыдвижения, он представил в комиссию подписи избирателей в свою поддержку. Согласно закону, необходимы подписи 1% избирателей округа. Вот он и представил восемь подписей. Такие в Свирске округа – по 700–800 человек. Однако же претенденты на депутатские мандаты в этом и великом множестве других подобных округов по всей стране не торопятся с выдвижением.
Власти среднего уровня тем временем подсчитывают грядущие расходы. Муниципальные выборы в Нижегородской области обойдутся в 70 млн. руб., в Новгородской – в 22,7 млн. В Рязанской надеются уложиться в 15 млн., но это по минимуму, да и то приходится вносить изменения в областной бюджет. Сумма как будто бы не так велика, но рязанские коммунисты оценили остроту ситуации: они подсчитали расходы, которые последуют за выборами. Областное отделение КПРФ распространило заявление, в котором сообщает, что на содержание 314 глав муниципалитетов и более чем 3 тысяч депутатов (их будет в 6 раз больше, чем сейчас) потребуется в будущем году примерно 1 млрд. руб. Коммунисты довели до сведения жителей области, что примерно такую сумму из областного бюджета в прошлом году потратили на образование, здравоохранение и культуру вместе взятые. А на сельское хозяйство израсходовали вдвое меньше.
Будущие главы и депутаты муниципалитетов тем временем чешут затылок, прикидывая свои будущие бюджеты. В полунищих сельских районах и депрессивных районных городках своих доходов в бюджет как нет, так и не предвидится. Нет денег, не будет и хоть какой-нибудь самостоятельности. Так стоит ли ввязываться в это дело?
Есть, конечно, и воодушевляющие примеры. В Нижневартовском районе Ханты-Мансийского автономного округа, например, вынашивают идею объединения в один муниципалитет самого района и трех городов – Нижневартовска, Радужного и Мегиона. На территории предполагаемого сверхмуниципалитета работают 10 нефтяных компаний. Поклонники этого плана без обиняков заявляют, что объединенный муниципалитет будет самым богатым в России. Остальным можно будет ездить туда «перенимать опыт», как когда-то в показательные колхозы-миллионеры возили экскурсии из разваливающихся хозяйств.
Но пока остальные «не научились» жить богато, как колхозы-гиганты и нефтяные регионы, приходится тащить народ на выборы всеми доступными способами. В регионах организуются, естественно, штабы – партийные и административные, обновляется «лозунговое хозяйство» и другие агитационные приемы. В ход идут и давние, проверенные десятилетиями методики.
В Ленинградской области в организации выборов примут «максимальное участие» ветеранские организации. Ветераны заявили об этом на заседании консультативного совета при губернаторе области. Тут же на заседании один из членов консультативного совета предложил девиз избирательной кампании: «Хочешь жить достойно – иди к избирательным урнам!»