Когда страна борется с международным терроризмом, у нее вполне могут не доходить руки до мелочей. Терроризм и на внутреннем, и на внешнем фронтах. Враг везде. Силовые структуры тоже. Их все больше. Врагов тоже. Во что вкладывать деньги, как не в борьбу с террором? Что еще обеспечит создание рабочих мест плюс гарантии стабильности действующей власти?!
Борьба с террором – наш приоритет. И во внутренней политике, и во внешней. Крепнут ряды международной антитеррористической коалиции. В нее вступил уже почти весь мир. И Россия где-то в центре, там, где США и Европа...
Где-то в центре Москвы избили польского дипломата. Потом еще одного. Беспрецедентный случай в современной истории дипломатии. И уж совсем невозможный для статистики случайностей. Бывает, что убьют американского дипломата в Ираке в разгар войны. Или что-нибудь случится в Африке. А вот чтобы регулярно избивали белокожих дипломатов из государств Европейского союза в стране, называющей себя европейской, не бывает. Но теперь, видимо, будет.
Кто защитит иностранного дипломата, если все на антитеррористическом фронте? Крик избиваемого человека некому услышать среди бела дня. А значит, в центре Москвы, вблизи посольства европейского государства, царит политика насилия. Это именно политика, а не случайные хулиганские выходки. Вчерашний звонок в посольство Польши с угрозой взрыва – это часть той же политики. Такая политика подпитывается за счет молчания власти и неумения строить отношения с собственным окружением.
По оценкам специалистов, в России насчитывается не менее 50 тысяч бритоголовых, из которых три тысячи орудуют в Москве и Санкт-Петербурге. От их рук за последние годы погибли или пострадали уже несколько дипломатов и десятки студентов из африканских и азиатских стран. Но, видимо, Польша – это другой случай. Кто сегодня может поручиться, что терроризирование поляков – это не дело рук спешно формируемых властью молодежных организаций? Или что за насилием не стоят так называемые патриотические силы?
Когда в Варшаве избили детей российских дипломатов, президент РФ нашел слова, чтобы осудить насилие. Он квалифицировал это как «преступление». Когда в Москве избили первого польского дипломата, МИД РФ заявил, что «оценивает случившееся как достойное сожаления». Слово «преступление» в этом случае не звучит из уст первого лица в государстве (что, впрочем, отчасти верно, ведь о совершенном преступлении вправе заявить лишь суд).
Польша – страна Евросоюза и НАТО. При желании ей не составит труда убедить пару десятков влиятельных стран, что в ее отношении с Востока ведется агрессивная политика. Вспомним, как Евросоюз дружно поддержал позицию Латвии и Эстонии по пограничным договорам. (С Латвией договоры не подписаны, с Эстонией подписаны, но ратифицированы лишь эстонским парламентом. Москва воздержалась в первом случае от подписания, а во втором – от ратификации из-за того, что в документах внутреннего пользования, сопровождающих договоры, прибалты ссылаются на советскую оккупацию и упоминают прошлые договоры, по которым госграница проходила иначе, чем сейчас.) Новое охлаждение с прибалтами, помноженное на насилие в российско-польских отношениях, создает политически неблагоприятную ситуацию на наших западных рубежах в преддверии нового внешнеполитического сезона.
Фактически мы идем к тому, что нас станут обвинять не только в нарушении прав собственных граждан (этим, слава богу, никого не удивишь в мире), но и в покушении на права иностранных граждан, причем имеющих дипломатический иммунитет (а значит, и особый статус, предполагающий неприкосновенность личности и жилища). Чтобы этого не случилась, российская власть должна недвусмысленно осудить насилие над польскими гражданами, принести извинения Варшаве и предпринять реальные усилия по поиску преступников.
Пока жесткого осуждения не последовало из уст наиболее высокопоставленных людей. До 18 часов вчерашнего дня не было сделано и заявления со стороны МИД РФ в связи со вчерашним избиением. А вот отвечающая за связи с прессой в посольстве РФ в Польше Людмила Львова вовсе выразила недоумение в беседе с корреспондентом «НГ» по поводу того, что кто-то «жалеет» поляков. «Не такие уж они и бедные!» Что ж, весьма дипломатично. По крайней мере в духе дипломатии избиения. Эта же дама полагает, что физическое насилие между поляками и россиянами – во многом следствие работы СМИ, которые искусственно раздувают фактически не существующий конфликт. Тоже в духе времени!
Стабильности в российско-польских отношениях, к сожалению, нет и не предвидится. У нас даже нет в Варшаве посла. В обеих странах политические круги ориентируют общественность на споры об исторических проблемах. Антирусские и антипольские настроения – это реальность. С предстоящей этой осенью сменой власти в Польше отношения между двумя странами могут еще более охладеть. Куда дальше?