Слова «что-то вроде», которыми министр финансов Алексей Кудрин охарактеризовал законопроект об амнистии доходов граждан, можно смело назвать принципом работы нынешней исполнительной власти в части экономической политики. По своей универсальности он может сравниться только со знаменитым «хотели как лучше, а получилось как всегда». Правительство «как-то» работает, «что-то» делает, отстаивает «какие-то» принципы. Этим результатом недовольны ни сами чиновники, ни президент, ни тем более население.
Апофеозом этого «что-то вроде» выступает снижение темпов экономического роста при одновременном и постоянном росте доходов. Глава Минэкономразвития Герман Греф говорит, что экономика не может переварить поток нефтедолларов. Действительно, такого количества свободных денег в стране еще никогда не было. К концу года, по прогнозам, объем золотовалютных резервов Центрального банка и Стабилизационного фонда превысит 200 млрд. долл. Алексей Кудрин и прочие либеральные экономисты говорят, что трогать их ни в коем случае нельзя, вкладывать в экономику не стоит, поскольку это подстегнет инфляцию.
Думается, что проблема, конечно, не в инфляции. Инфляция, вызванная ростом инвестиций, – это запудривание мозгов граждан. Цены растут, когда правительство в угоду политическим целям резко увеличивает социальные выплаты, поскольку эти деньги прямым ходом идут на потребление. Любой торговец на любом колхозном рынке знает, что с 1 августа повысили пенсии, поэтому можно цену на мясо или помидоры поднять на несколько рублей.
Что касается госинвестиций, то все даже самые передовые «капиталистические» страны мира (не говоря уж про коммунистический Китай) этим активно занимаются. Огромный дефицит бюджета США тому наглядное подтверждение. Германия уже много лет вкачивает в земли бывшей ГДР миллиарды евро госсредств, даже несмотря на невысокую отдачу вложений. Делается это просто потому, что немцы не любят разруху. Они люди аккуратные и с трепетом относятся к тому жизненному пространству, которое их окружает.
Почему же нам упорно втолковывают, что деньги надо копить на неведомый черный день? Проблема в том, что Минэкономразвития и прочие ведомства экономического блока не занимаются вопросами реальной экономики. Их это просто не интересует. Они «пилят» бюджетные деньги, делят ЮКОС, регулируют макроэкономические параметры и с неистощимой энергией, сидя в кабинетах, по ночам прогнозируют их, подгоняя под нужные рамки. То есть занимаются «чем-то вроде экономической политики». Та экономика, которая захлебывается, по словам Грефа, в нефтедолларах, носит весьма ограниченный характер. Это крупнейшие предприятия сырьевого сектора и финансовые организации. Все. Остальные по-прежнему испытывают дефицит средств и с трудом выбивают из банков кредиты.
В результате того, что в общем-то экономикой никто не занимается, даже те немногие проекты, которые имеют отношение к реальному сектору, зависают в закоулках чиновничьих кабинетов. Например, вице-премьер Александр Жуков доложил в понедельник президенту, что на поддержку российского промышленного экспорта будет выделено 500 млн. долл. Однако он умолчал, что год заканчивается, и деньги эти, так же как и в прошлом году, использованы уже скорее всего не будут. Можно вспомнить многострадальный Инвестиционный фонд, объем которого на следующий год должен составить более 2 млрд. долл. Проектов для финансирования у Минэкономразвития пока нет, и велика вероятность, что деньги так и останутся невостребованными.
Когда премьер-министр Михаил Фрадков требует от Грефа больше конкретики, он прав на все сто процентов. Надо перестать плодить бессмысленные либеральные программы и начать работать непосредственно с предметом регулирования. А то так можно на всю жизнь остаться «чем-то вроде министра» или «как бы правительством».