Британский 'Скорпио' вовремя пришел на помощь морякам.
Фото Reuters
Можно примерно подсчитать, во что обошлись затраты на ликвидацию ЧП.
Длившиеся более двух лет поисково-спасательные работы на месте катастрофы подлодки «Курск» стоили примерно в 150 млн. долл., из них 60 млн. получила голландская фирма «Маммут», осуществлявшая подъем атомохода. В 6 млн. долл. была оценена работа норвежских водолазов, поднимавших тела погибших моряков из 9-го отсека субмарины. Всего же на подъем и утилизацию «Курска» в бюджете 2001 года было ассигновано 4,8 млрд. руб. Стоимость самого атомохода, если исходить из среднемировых цен, составила около 3,5–4 млрд. долл.
Главная ценность при любой подобной операции, конечно же, – человеческая жизнь. Возможно, и на этот раз повторилась бы ситуация, схожая с трагедией «Курска», если бы не была оказана помощь со стороны иностранных армий. Британские спасатели решили проблему в считаные часы.
АС-28 (проект 1855 «Приз») построен еще в советское время – в 1989 году. Основная часть его стоимости приходится – а это несколько десятков миллионов советских рублей – на изготовление титанового корпуса. Модернизация аппарата проведена в 2002 году. Поставлена новая аппаратура общей стоимостью в 5 млн. российских рублей.
Командир «АС-28» – капитан-лейтенант Вячеслав Милошевский. На этой должности он может получить воинское звание капитана 3 ранга. Со всеми надбавками за секретность, особые условия боевой подготовки, сложность, напряженность и специальный режим офицер получает 11 100 рублей в месяц – приблизительно 400 долл.
Управлявший глубоководным аппаратом английский моряк, который и спас экипаж капитан-лейтенанта Милошевского, получает на порядок выше. Кроме того, он имеет ежедневные доплаты за сложность работ, отрыв от семьи, нахождение в море и за рубежом. Ему предоставляются значительные скидки при оплате жилья (25%), высокая пенсия после окончания службы, бесплатное медицинское обслуживание всей семьи, а при необходимости и оплата обучения детей в высших учебных заведениях.
Американские водолазы-глубоководники, трое из которых опускались под воду, обеспечивая работу «Скорпио», являются самыми высокооплачиваемыми специалистами ВМС США. Премии за погружение и подводные работы у них исчисляются тысячами долларов в час. Обеспечивали водолазные работы почти 30 специалистов.
В ходе операции были задействованы военно-транспортные самолеты С-130 Великобритании и США, совершившие три полета. Стоимость выполненной работы с учетом погрузочно-разгрузочных операций и навигационного обеспечения может быть оценена в сумму около 750 тыс. долл.
Аппарат «Скорпио» стоит около 7 млн. долл. Час его работы с учетом зарплаты обслуживающего персонала в зависимости от сложности работ и ряда иных условий обходится от 5 до 15 тыс. долл. Поскольку спасательная операция в бухте Березовой продолжалась довольно короткое время, стоимость эксплуатации «Скорпио» и работы трех американских водолазов может уложиться в сумму около 150–200 тыс. долл.
К месту аварии также были направлены четыре японских корабля-спасателя. Размер окладов японских моряков не уступает американским. С учетом расхода топлива час работы каждого такого корабля оценивается в 15 тыс. долл. Всего же этот выход в море японской эскадры обошелся в полмиллиона долларов.
Что касается общей стоимости аварийно-спасательных работ в бухте Березовая (с учетом командировки министра обороны Сергея Иванова с окружением), то она составила более 2 млн. долл.
Однако ущерб этим далеко не ограничивается. Предстоит отремонтировать станцию глубоководного наблюдения, в тросах которой запутался батискаф. Оценить стоимость работ достаточно сложно, но, по данным экспертов, речь может идти о сотнях миллионов рублей.
По некоторым данным, несмотря на сообщения СМИ, что иностранные специалисты не будут требовать оплаты за участие в спасательной операции, платить за работу морякам США и Великобритании все-таки придется. И расплачиваться за халатность военных придется нам всем.
Хронология спасения АС-28 «Приз»
5 августа, пятница
4.55. В информационных агентствах появились первые сообщения о «нештатной ситуации» с российским батискафом АС-28 у берегов Камчатки.
5.30. Пресс-центр Тихоокеанского флота сообщил, что на борту батискафа находятся семь человек, их состояние оценивается как «нормальное». Объяснение причины ЧП: мини-подлодка на морском дне зацепилась за неизвестный предмет и не смогла всплыть на поверхность.
6.30. Пресс-центр ТОФ: батискаф находится на глубине 190 метров в бухте Березовая, голосовой связи нет, с подводниками общаются с помощью «средств технической связи».
11.00. По обращению России на помощь вышло японское спасательное судно «Тиеда». Помощник Главкома ВМФ РФ капитан 1 ранга Игорь Дыгало: «Подводный аппарат АС-28 задел винтом фрагмент рыболовецкой сети. При попытке освободиться сеть намоталась на винт, и подводный снаряд зацепился за трос». Личный состав одет в утеплительную одежду. Запасов воды и пищи на борту на пять суток. В районе бедствия находятся 10 кораблей ТОФ.
12.30. Командование ВМФ России обратилось за помощью по спасению батискафа к Тихоокеанскому флоту США. Военные подчеркивают, что используют все возможности для спасения субмарины.
13.46. МИД РФ обратился к властям Японии и США с просьбой о содействии в работах по спасению батискафа.
13.48. Комиссия ГШ ВМФ вместе с представителями военной прокуратуры вылетела из Москвы в Петропавловск-Камчатский для расследования ЧП с батискафом АС-28.
14.42. Три корабля морских сил самообороны Японии отправились на помощь экипажу российского батискафа. Главный спасательный корабль «Чиеда» вышел из порта Йокосука. Еще два тральщика «Увадзима» и «Югэсима» – из порта Хакодатэ.
17.15. «До начала активной фазы спасения батискафа остается пять часов», – Игорь Дыгало.
17.23. Великобритания официально предложила России техническую помощь для проведения операции по спасению батискафа.
21.14. Помощник главкома ВМФ России Игорь Дыгало сообщил, что в районе бедствия работает необитаемый спускаемый аппарат «Тайгер», который ведет обследование обстановки перед началом спасательной операции.
22.17. Температура внутри батискафа упала до плюс 5 градусов по Цельсию. Экипажу рекомендовано одеть утеплительные комбинезоны.
6 августа, суббота
0.30. «Батискаф удалось сместить на 100 метров к берегу», – заявил командующий ТОФ Виктор Федоров. Однако он отметил, что спасательная операция осложнена тем, что поднимать, как выяснилось, надо не только батискаф, но и антенну системы берегового наблюдения, закрепленную на грунте якорем массой 60 тонн.
10.28. Британский и американский самолеты доставили на Камчатку спасательное оборудование и специалистов для участия в операции по спасению батискафа.
13.38. Президент РФ Владимир Путин в субботу утром провел совещание, в котором приняли участие премьер-министр Михаил Фрадков, глава Минобороны Сергей Иванов, глава МВД Рашид Нургалиев и директор ФСБ Николай Патрушев. Как сообщил Интерфаксу пресс-секретарь главы государства Алексей Громов, сразу после совещания министр обороны по указанию президента вылетел в Петропавловск-Камчатский.
19.12. Судно ТОФ с британским оборудованием вышло из Петропавловска-Камчатского курсом на место нахождения батискафа.
23.03. Министр обороны РФ Сергей Иванов прибыл в Петропавловск-Камчатский. После встречи с руководителями оперативного штаба он на военном корабле направился в район проведения спасательных работ.
7 августа, воскресенье
2.25. Британский подводный аппарат «Скорпио» погрузился в море и приступил к операции по спасению экипажа батискафа АС-28.
2.43. Телекамеры аппарата «Скорпио» зафиксировали российский батискаф.
3.05. «Скорпио» начал резать металлические тросы, удерживавшие батискаф на глубине.
3.25. Начальник пресс-службы ТОФ Александр Косолапов сообщил Интерфаксу, что на корпусе батискафа АС-28 оставалось разрезать два шланга и стальной трос, удерживающие его на глубине. Однако аппарату понадобился небольшой ремонт, для чего он был поднят на поверхность.
5.35. Перерезан последний трос. Батискаф АС-28 начали освобождать от остатков рыболовной сети, которые могли помешать аварийному всплытию.
7.25. Затонувший батискаф всплыл на поверхность у борта судна «Алагез». Замначальника Главного штаба ВМФ РФ Владимир Пепеляев: «Все 7 членов экипажа живы. Моряки самостоятельно вышли из аппарата. Их самочувствие нормальное. Подводники будут доставлены в госпиталь Петропавловска-Камчатского».
8.23. Дана команда на свертывание сил, участвовавших в операции по подъему батискафа.