0
1203
Газета Политика Интернет-версия

08.08.2005 00:00:00

Деньги и жизни

Тэги: камчатка, батискаф, спасение, нато


камчатка, батискаф, спасение, нато Британский 'Скорпио' вовремя пришел на помощь морякам.
Фото Reuters

Можно примерно подсчитать, во что обошлись затраты на ликвидацию ЧП.

Длившиеся более двух лет поисково-спасательные работы на месте катастрофы подлодки «Курск» стоили примерно в 150 млн. долл., из них 60 млн. получила голландская фирма «Маммут», осуществлявшая подъем атомохода. В 6 млн. долл. была оценена работа норвежских водолазов, поднимавших тела погибших моряков из 9-го отсека субмарины. Всего же на подъем и утилизацию «Курска» в бюджете 2001 года было ассигновано 4,8 млрд. руб. Стоимость самого атомохода, если исходить из среднемировых цен, составила около 3,5–4 млрд. долл.

Главная ценность при любой подобной операции, конечно же, – человеческая жизнь. Возможно, и на этот раз повторилась бы ситуация, схожая с трагедией «Курска», если бы не была оказана помощь со стороны иностранных армий. Британские спасатели решили проблему в считаные часы.

АС-28 (проект 1855 «Приз») построен еще в советское время – в 1989 году. Основная часть его стоимости приходится – а это несколько десятков миллионов советских рублей – на изготовление титанового корпуса. Модернизация аппарата проведена в 2002 году. Поставлена новая аппаратура общей стоимостью в 5 млн. российских рублей.

Командир «АС-28» – капитан-лейтенант Вячеслав Милошевский. На этой должности он может получить воинское звание капитана 3 ранга. Со всеми надбавками за секретность, особые условия боевой подготовки, сложность, напряженность и специальный режим офицер получает 11 100 рублей в месяц – приблизительно 400 долл.

Управлявший глубоководным аппаратом английский моряк, который и спас экипаж капитан-лейтенанта Милошевского, получает на порядок выше. Кроме того, он имеет ежедневные доплаты за сложность работ, отрыв от семьи, нахождение в море и за рубежом. Ему предоставляются значительные скидки при оплате жилья (25%), высокая пенсия после окончания службы, бесплатное медицинское обслуживание всей семьи, а при необходимости и оплата обучения детей в высших учебных заведениях.

Американские водолазы-глубоководники, трое из которых опускались под воду, обеспечивая работу «Скорпио», являются самыми высокооплачиваемыми специалистами ВМС США. Премии за погружение и подводные работы у них исчисляются тысячами долларов в час. Обеспечивали водолазные работы почти 30 специалистов.

В ходе операции были задействованы военно-транспортные самолеты С-130 Великобритании и США, совершившие три полета. Стоимость выполненной работы с учетом погрузочно-разгрузочных операций и навигационного обеспечения может быть оценена в сумму около 750 тыс. долл.

Аппарат «Скорпио» стоит около 7 млн. долл. Час его работы с учетом зарплаты обслуживающего персонала в зависимости от сложности работ и ряда иных условий обходится от 5 до 15 тыс. долл. Поскольку спасательная операция в бухте Березовой продолжалась довольно короткое время, стоимость эксплуатации «Скорпио» и работы трех американских водолазов может уложиться в сумму около 150–200 тыс. долл.

К месту аварии также были направлены четыре японских корабля-спасателя. Размер окладов японских моряков не уступает американским. С учетом расхода топлива час работы каждого такого корабля оценивается в 15 тыс. долл. Всего же этот выход в море японской эскадры обошелся в полмиллиона долларов.

Что касается общей стоимости аварийно-спасательных работ в бухте Березовая (с учетом командировки министра обороны Сергея Иванова с окружением), то она составила более 2 млн. долл.

Однако ущерб этим далеко не ограничивается. Предстоит отремонтировать станцию глубоководного наблюдения, в тросах которой запутался батискаф. Оценить стоимость работ достаточно сложно, но, по данным экспертов, речь может идти о сотнях миллионов рублей.

По некоторым данным, несмотря на сообщения СМИ, что иностранные специалисты не будут требовать оплаты за участие в спасательной операции, платить за работу морякам США и Великобритании все-таки придется. И расплачиваться за халатность военных придется нам всем.

 

Хронология спасения АС-28 «Приз»

 

5 августа, пятница

 

4.55. В информационных агентствах появились первые сообщения о «нештатной ситуации» с российским батискафом АС-28 у берегов Камчатки.

5.30. Пресс-центр Тихоокеанского флота сообщил, что на борту батискафа находятся семь человек, их состояние оценивается как «нормальное». Объяснение причины ЧП: мини-подлодка на морском дне зацепилась за неизвестный предмет и не смогла всплыть на поверхность.

6.30. Пресс-центр ТОФ: батискаф находится на глубине 190 метров в бухте Березовая, голосовой связи нет, с подводниками общаются с помощью «средств технической связи».

11.00. По обращению России на помощь вышло японское спасательное судно «Тиеда». Помощник Главкома ВМФ РФ капитан 1 ранга Игорь Дыгало: «Подводный аппарат АС-28 задел винтом фрагмент рыболовецкой сети. При попытке освободиться сеть намоталась на винт, и подводный снаряд зацепился за трос». Личный состав одет в утеплительную одежду. Запасов воды и пищи на борту на пять суток. В районе бедствия находятся 10 кораблей ТОФ.

12.30. Командование ВМФ России обратилось за помощью по спасению батискафа к Тихоокеанскому флоту США. Военные подчеркивают, что используют все возможности для спасения субмарины.

13.46. МИД РФ обратился к властям Японии и США с просьбой о содействии в работах по спасению батискафа.

13.48. Комиссия ГШ ВМФ вместе с представителями военной прокуратуры вылетела из Москвы в Петропавловск-Камчатский для расследования ЧП с батискафом АС-28.

14.42. Три корабля морских сил самообороны Японии отправились на помощь экипажу российского батискафа. Главный спасательный корабль «Чиеда» вышел из порта Йокосука. Еще два тральщика «Увадзима» и «Югэсима» – из порта Хакодатэ.

17.15. «До начала активной фазы спасения батискафа остается пять часов», – Игорь Дыгало.

17.23. Великобритания официально предложила России техническую помощь для проведения операции по спасению батискафа.

21.14. Помощник главкома ВМФ России Игорь Дыгало сообщил, что в районе бедствия работает необитаемый спускаемый аппарат «Тайгер», который ведет обследование обстановки перед началом спасательной операции.

22.17. Температура внутри батискафа упала до плюс 5 градусов по Цельсию. Экипажу рекомендовано одеть утеплительные комбинезоны.

 

6 августа, суббота

 

0.30. «Батискаф удалось сместить на 100 метров к берегу», – заявил командующий ТОФ Виктор Федоров. Однако он отметил, что спасательная операция осложнена тем, что поднимать, как выяснилось, надо не только батискаф, но и антенну системы берегового наблюдения, закрепленную на грунте якорем массой 60 тонн.

10.28. Британский и американский самолеты доставили на Камчатку спасательное оборудование и специалистов для участия в операции по спасению батискафа.

13.38. Президент РФ Владимир Путин в субботу утром провел совещание, в котором приняли участие премьер-министр Михаил Фрадков, глава Минобороны Сергей Иванов, глава МВД Рашид Нургалиев и директор ФСБ Николай Патрушев. Как сообщил Интерфаксу пресс-секретарь главы государства Алексей Громов, сразу после совещания министр обороны по указанию президента вылетел в Петропавловск-Камчатский.

19.12. Судно ТОФ с британским оборудованием вышло из Петропавловска-Камчатского курсом на место нахождения батискафа.

23.03. Министр обороны РФ Сергей Иванов прибыл в Петропавловск-Камчатский. После встречи с руководителями оперативного штаба он на военном корабле направился в район проведения спасательных работ.

 

7 августа, воскресенье

 

2.25. Британский подводный аппарат «Скорпио» погрузился в море и приступил к операции по спасению экипажа батискафа АС-28.

2.43. Телекамеры аппарата «Скорпио» зафиксировали российский батискаф.

3.05. «Скорпио» начал резать металлические тросы, удерживавшие батискаф на глубине.

3.25. Начальник пресс-службы ТОФ Александр Косолапов сообщил Интерфаксу, что на корпусе батискафа АС-28 оставалось разрезать два шланга и стальной трос, удерживающие его на глубине. Однако аппарату понадобился небольшой ремонт, для чего он был поднят на поверхность.

5.35. Перерезан последний трос. Батискаф АС-28 начали освобождать от остатков рыболовной сети, которые могли помешать аварийному всплытию.

7.25. Затонувший батискаф всплыл на поверхность у борта судна «Алагез». Замначальника Главного штаба ВМФ РФ Владимир Пепеляев: «Все 7 членов экипажа живы. Моряки самостоятельно вышли из аппарата. Их самочувствие нормальное. Подводники будут доставлены в госпиталь Петропавловска-Камчатского».

8.23. Дана команда на свертывание сил, участвовавших в операции по подъему батискафа.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1886
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3901
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2940
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2402

Другие новости