Оба президента тщательно демонстрировали дружеские чувства.
Фото Reuters
Владимир Путин очень плодотворно провел время в Финляндии. Сходил в сауну, посмотрел на технопарк, пообещал снизить квоты на ввоз в Россию финских племенных быков и вполне откровенно сказал о своем желании остаться президентом и после 2008 года. Но только сблизить позиции России и Финляндии относительно деятельности общественных организаций и защиты прав русских в Прибалтике ему не удалось.
После окончания переговоров оба лидера на пресс-конференции, состоявшейся в резиденции Култаранта прямо под открытым небом, старались демонстрировать отличное настроение. Путин накануне вечером попарился в сауне с мужем финского президента Тарьи Халонен и выпил пивка, о чем не преминул сообщить журналистам. «Все было замечательно», – бодро сказал российский лидер. Халонен, хоть в сауне и не была, тоже оказалась настроеной на оптимистичный лад.
Она отметила, что у России и Финляндии «отличные отношения», а с Путиным они провели «продолжительную и содержательную беседу». Особенно радовало главу Финляндии, что в ходе переговоров она сумела поговорить с российским президентом о коровах. Сказав эту фразу, Халонен как-то застенчиво засмеялась. Дело в том, что речь шла о племенных быках, для ввоза которых в России существуют высокие квоты. «Думаю, что этот вопрос мы решим», – пообещал российский президент. Путин также выразил надежду, что два государства смогут в обозримом будущем заключить договор о взаимной защите инвестиций. Кроме того, он сказал, что ждет встреч с Халонен в Санкт-Петербурге в сентябре этого года, там г-жа президент сможет своими глазами увидеть очистные сооружения, с помощью которых Россия собирается не допустить экологических катастроф на Балтике.
На этом благостная часть пресс-конференции закончилась, потом журналисты начали задавать вопросы на злобу дня. Сразу стало понятно, что если позиции Путина и Халонен в чем-то совпадают, то это исключительно в вопросах роста товарооборота, инвестиций, а также квот на племенной скот.
Финские журналисты взяли быка за рога и спросили российского президента, как он относится к работе общественных организаций, в том числе экологических, а также тех, кто защищает культурное наследие финноугорских народов. Как известно, эти организации финансирует в том числе и Финляндия. «К деятельности общественных организаций я отношусь положительно, – отметил Путин, но сразу добавил: – особенно если средства расходуются на заявленные цели. Я возражаю против финансирования политической деятельности по любым каналам. Экология и культура отношения к этому не имеют».
Путин напомнил, что «как только в России возникают крупные и конкурентоспособные проекты, возникают и экологические проблемы». Он подчеркнул заинтересованность России в глубокой экологической экспертизе. «Но мы против использования экологических проблем в конкурентной борьбе», – подчеркнул российский президент.
Халонен не стала скрывать, что ее позиция по этому вопросу фактически противоположная. Она вспомнила свой опыт сотрудничества с общественными организациями, а потом довольно жестко сказала: «Нельзя зауздать общественные организации». По ее словам, «дружеская поддержка со стороны государства таких организаций является сегодняшним днем современной Европы». А в качестве примера удачного сотрудничества государства и экологов она привела строительство морского порта в Хельсинки. По ее словам, они согласовывали этот проект с общественными организациями в течение 10 лет и теперь «у нас получился один из современнейших морских портов».
Далее настал черед российских журналистов. Они спросили Халонен, последует ли Финляндия примеру Франции, Италии и Германии, заключивших двустороннее соглашение с Россией по снятию визовых ограничений, не дожидаясь соответствующего решения всего Евросоюза. Но оказалось, что позиция лидера Финляндии в этом вопросе ничуть не изменилась.
«Финляндия является самым крупным партнером России в вопросах выдачи виз, – спокойно отметила госпожа президент. – Безусловным приоритетом Финляндии является заключение рамочного соглашения об упрощении визового режима между Россией и Евросоюзом». При этом Халонен даже не подумала о том, чтобы подсластить пилюлю: «Наша система выдачи виз работает настолько хорошо, что, наверное, надо добиваться взаимности».
Было заметно, что Путин помрачнел. Но расслабляться российскому лидеру было еще рано. Пока он делал экскурс в историю, рассказывая о длительных отношениях финноугров и славян и попытках создать даже некую общность в Приладожье, финские журналисты готовили ему еще один вопрос, что называется, не в бровь, а в глаз. Они спросили, хотел ли бы он оставаться президентом и после 2008 года? «Может, я и хотел, но Конституция страны не позволяет это сделать», – лаконично ответил Путин. А потом добавил: «Вместе с тем до 2008 года остается еще время. И я уверен, мы еще много успеем сделать, в том числе и с руководством Финляндии». И хотя вопрос Халонен не предназначался, она все равно решила сказать свое слово. «Могу поздравить президента Путина, – с некоторой долей язвительности сказала госпожа президент, – где-то до конца мая вопрос такого рода – собираюсь ли я выдвинуть свою кандидатуру на президентских выборах – задавали и мне». По тому, как это говорила Халонен, было непонятно, то ли она иронизирует, то ли пытается уязвить российского президента. «Этот вопрос уже перешел через границу и теперь будет задаваться президенту Путину», – закончила свое незапланированное выступление финский президент.
Похоже, Халонен очень хотелось на этой пресс-конференции сказать последнее слово, и она со счастливой улыбкой начала пожимать руку Путину. Но российские журналисты были явно обижены, что их лишили слова. «А финская кухня вам как?» – крикнул кто-то из зала. Путин вновь вспомнил, как много связывает Россию и Финляндию. Например, обувь, которая стояла у дверей сауны и которая до боли напоминает русские лапти. «Как я могу это не любить, если это отчасти мое?» – задал риторический вопрос российский президент, при этом не забыв добавить, что финские товары в последние годы отличались высоким качеством.
Госпожа президент снова решила, что пресс-конференцию пора сворачивать. Она взяла до этого лежавшую рядом большую красную сумку и собиралась было удалиться, но оказалось, что пресс-конференция не закончилась. Российские журналисты еще не задали свой любимый вопрос госпоже президенту, а именно про защиту прав русскоязычного населения в Прибалтике. Солнце, которое ярко светило все утро, в этот момент закрыли облака.
«Мы обсуждали этот вопрос, в том числе и во время нашей нынешней встречи», – призналась Халонен. Она напомнила, что оказывала достаточно сильную поддержку вступлению балтийских государств в Евросоюз. «ЕС уважает права человека, демократию и правовое государство», – напомнила она. «ЕС работает в тесном сотрудничестве и с Организацией безопасности сотрудничества Европы (ОБСЕ), и с Советом Европы», – сказала Халонен, переходя к главному. «Совет Европы и ОБСЕ считают, что Эстония и Латвия отвечают законодательным требованиям, которые установлены этими организациями», – особо подчеркнула Халонен. По ее мнению, вопрос заключается только в том, как люди относятся друг к другу на бытовом уровне. «У меня такое впечатление, что и Эстония, и Латвия стремятся к решению этой проблемы», – отметила Халонен. По ее информации, прибалтийские государства активно поощряют получение гражданства теми лицами, у которых его еще нет. Кроме того, она напомнила Путину, что государство имеет право устанавливать свои правила для получения гражданства. А в заключение поучила россиян, как себя правильно вести. «В этих вопросах никто, в том числе и вы, – обратилась она к журналисту, задававшему вопрос, – не должны быть высокомерными. Такие ситуации могут возникнуть в любой стране». Она также не преминула сообщить, что вопрос защиты прав русскоязычного населения в Прибалтике не будет приоритетным в ходе финского председательства в ЕС во второй половине 2006 года.
Как бы ни желала глава Финляндии, но последнее слово на пресс-конференции осталось за российским президентом. «Нам бы тоже не хотелось, чтобы этот вопрос решался в эксклюзивном порядке», – спокойно сказал Путин, а потом прочитал Халонен лекцию по юриспруденции. Он объяснил госпоже президенту, что современная система права выработала единый подход в этой сфере. Он напомнил, что юристы оперируют понятиями «граждане», «иностранцы», «люди, имеющие одно гражданство» и «люди, имеющие два гражданства». «Наши партнеры в Прибалтике придумали новое понятие – «неграждане». «Такого понятия нигде нет, – сказал Путин. – А в некоторых документах они вообще используют слово «чужак». Любые ограничения по этническим соображениям считаем недопустимыми», – поставил последнюю точку российский президент. В это самое время погода оперативно отреагировала на изменения в российско-финских отношениях. Над резиденцией Култаранта пошел дождь, а над лидерами раскрыли большие черные зонты.
═
Турку