Вчера в летней резиденции финского президента Култаранта (по-фински «Золотой берег») во второй половине дня должны были начаться переговоры Владимира Путина и Тарьи Халонен. Наслаждаясь красотами юго-западного побережья Финляндии, российский президент и его финская коллега намеревались обсудить экологию и российский нефтяной экспорт, а также отношения России и Евросоюза. Но вот самые острые вопросы двусторонних отношений, по информации «НГ», планировалось обойти стороной.
В расположенной недалеко от древней финской столицы Турку загородной резиденции, своеобразном аналоге сочинского «Бочарова ручья», финский президент живет и работает с середины июня до середины августа. Сегодня после окончания переговоров Путин и Халонен отправятся в Турку, где посмотрят знаменитый корабль «Финский лебедь» и технопарк «Фарма-сити».
С финским президентом Путин познакомился в 1999 году, когда Халонен возглавляла Министерство иностранных дел. «У меня сложилось впечатление, что и Владимир Путин, и я – не только юристы, но и люди практического склада», – однажды сказала Халонен. Сам же Путин признавался, что испытывает к Финляндии «особые чувства, очень теплые». Кстати, с этой страной Путин начал настраивать отношения в начале 90-х годов, когда он был чиновником питерской мэрии.
Несмотря на то что два лидера знают друг друга давно, в российско-финских отношениях остается немало болезненных и нерешенных проблем.
Одной из спорных тем между Финляндией и Россией долгое время оставалась защита прав русских в Прибалтике. Финский премьер всегда поддерживала своих балтийских соседей. Например, на встрече в Санкт-Петербурге в декабре этого года Тарья Халонен не стала скрывать своей солидарности со странами Балтии в вопросах, касающихся прав русскоязычного меньшинства. Перед визитом в Финляндию Кремль воспользовался особым психологическим приемом, поставив Финляндию в пример для Латвии и Эстонии в вопросах соблюдения прав национальных меньшинств. «В контексте расширения Евросоюза особое значение в диалоге с ним приобрели вопросы обеспечения прав меньшинств. Приняв в свои ряды Латвию и Эстонию, ЕС взял на себя значительную долю ответственности за складывающуюся в этих государствах гуманитарную ситуацию, – сказал кремлевский чиновник журналистам. – Финляндия с ее богатыми демократическими традициями, позволяющими участвовать в муниципальных выборах всем постоянно проживающим в стране жителям независимо от гражданства, обширным опытом поддержки языков и национально-культурной идентичности меньшинств может служить хорошим примером для Риги и Таллина. Между тем официальные лица Латвии и Эстонии не признают наличия проблем с соблюдением прав национальных меньшинств в своих странах».
Еще один непростой вопрос во взаимоотношениях между двумя странами – экологическая безопасность в Балтийском море. Финская сторона обязательно затронет эту тему в ходе переговоров, тем более что авария российского танкера в Санкт-Петербурге и выброс нефтепродуктов в Неву сделали разговор об экологических проблемах на Балтике более актуальным. По мнению международных экологических организаций, Россия, увеличивая существующие нефтеналивные мощности в Приморске (Ленинградская область), не обладает при этом достаточными возможностями для сбора разлившейся нефти. Москва усматривает в этих обвинениях попытку ограничить отечественный нефтяной экспорт и до сих пор отказывается присоединиться к договору о придании Балтийскому морю статуса особо уязвимого бассейна. Халонен, как ожидается, поговорит об этом со своим российским коллегой.
А вот другую больную тему – права проживающих в России финно-угорских народов – обе стороны предпочли бы не затрагивать. Напомним, что Парламентская ассамблея Европы приняла даже специальный документ, в котором Россия обвинялась в нарушении прав финно-угров на своей территории. А в так называемом «секретном» докладе замглавы кремлевской администрации Владислав Сурков не скрывал раздражения Кремля действиями европейцев: «Сегодня резко активизировались Финляндия, Эстония и Европейский союз на тему финно-угорских народов. Оказывается, мы их угнетаем каким-то образом. Они бесправны у нас. Регионы, где эти народы являются титульными, обладают стратегическим запасом нашей нефти. Я – не сторонник теории заговоров. Но это очевидно спланированная система мероприятий». Предполагается, что оба лидера сделают все возможное, чтобы избежать разговоров о территориальных претензиях на российские земли, выдвигаемых финской организацией «ПроКарелия».
Сегодня официальный Хельсинки считает приоритетными совсем другие задачи, для решения которых Финляндии хотелось бы заручиться поддержкой России. Вероятно, именно поэтому глава финского государства, как отметил шеф канцелярии Тарьи Халонен Ярмо Вииланен, не станет затрагивать наиболее болезненные вопросы двусторонних отношений. «Финская сторона постарается сделать все для того, чтобы встреча прошла в духе добрососедства и конструктивного партнерства», – отметил финский чиновник. «Для Финляндии очень важно развитие активного диалога с Россией, чтобы при обсуждении будущего Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и Евросоюзом (СПС) и «Северного измерения» во время председательства Финляндии в ЕС во второй половине 2006 года учитывать позицию России и действовать в согласии с ней», – подчеркнул Вииланен.
Москва–Турку