Министр обороны Сергей Иванов лишил аккредитации американский телеканал Эй-би-си ньюс, распространивший в минувший четверг интервью с террористом № 1 в России – Шамилем Басаевым. Речь идет о первом случае лишения аккредитации иностранного телеканала с постсоветских времен. «Этот канал теперь персона нон-грата для министерства, это изгой... Я дал команду начальнику пресс-службы, чтобы ни один военнослужащий министерства больше контактов с указанной телекомпанией не поддерживал», – сказал Сергей Иванов. Глава Минобороны, как и ранее МИД РФ, резюмировал свое отношение к демонстрации эксклюзивного интервью с Басаевым словом «возмущение». Однако подобные оценки, похоже, не находят понимания в Вашингтоне.
Говоря об американском телеканале во Владивостоке на торжествах, посвященных Дню Военно-морского флота, Иванов заметно нервничал. Как передает Би-би-си, в ответ на вопрос журналистки японской телекомпании Эн-эйч-кей о ситуации на Южных Курилах, министр начал с реплики: «Хорошо, что не Эй-би-си»... Негодованием переполнен и распространенный в минувшую пятницу комментарий МИДа. Его опубликовали по итогам беседы с временным поверенным США в Москве Дэниэлом Расселом, которого в пятницу вызывали на Смоленскую-Сенную разъяснить ситуацию.
«Басаев признан террористом всем мировым сообществом и внесен в соответствующий список СБ ООН, в том числе по инициативе США. Возникают вопросы, как тогда на территории США выполняются обязательства, в частности, по резолюции 1373 (2001) СБ ООН, требующей от членов ООН «воздерживаться от предоставления в любой форме поддержки – активной или пассивной – организациям или лицам, замешанным в террористических актах»? – говорится в комментарии МИДа. Внешнеполитическое ведомство также подчеркнуло, что трансляция интервью Басаева «никак не стыкуется» с обязательствами, принятыми на июльском саммите «большой восьмерки». В заявлении G-8 работа с гражданским обществом «с целью достижения полного неприятия терроризма широкими слоями населения» указывается среди первоочередных задач.
Даже с этими, относительно сдержанными (в сравнении с реакцией на интервью ряда депутатов Госдумы) комментариями Москвы резко контрастирует оценка факта трансляции в Вашингтоне. Так, официальный представитель Госдепа Шон Маккормак, отвечая на вопросы журналистов, спокойно отметил, что американское правительство «не имело никакого отношения к решению Эй-би-си выпустить в эфир нашумевшее интервью. «Американское правительство не располагает полномочиями для того, чтобы помешать Эй-би-си воспользоваться ее конституционным правом транслировать это интервью». Судя по словам Маккормака, в США помнят, что Шамиль Басаев – это террорист, взявший на себя ответственность за захват школы в Беслане и теракт на Дубровке, а также другие акции насилия, унесшие сотни жизней. Пресс-секретарь даже упомянул, что Басаев представлял угрозу безопасности США и американских граждан в августе 2003 года.
И тем не менее в Госдепе дают понять, что не следует ставить знак равенства между «чеченским лидером» Басаевым и главой «Аль-Каиды» Усамой бен Ладеном, между обвиненной Вашингтоном в неправильном освещении событий в Афганистане и Ираке «Аль-Джазирой» и Эй-би-си ньюс. «Я не намерен ставить в один ряд то, что давала в эфир «Аль-Джазира» (освещение этим каналом действий в Ираке, искажение информации, превратное толкование тех или иных акций) с решением американского СМИ продемонстрировать интервью с Басаевым. Это совершенно разные вещи», – сказал Маккормак.
Он также напомнил, что ряд американских средств массовой информации выпускали в эфир порции пленок, записанных бен Ладеном, его правой рукой Айманом аз-Завахири и другими террористами. По словам Маккормака, после 11 сентября 2001 года власти попросили прессу учитывать, что послания террористов могут содержать сигналы для сподвижников последних, но решение выпускать то или иное обращение в эфир было оставлено за самими СМИ.
Телекомпанию Эй-би-си ньюс, как и другие западные СМИ, реакция Москвы, похоже, не напугала. В своем комментарии телекомпания пояснила, что решение, какую точку зрения принимать, а какую отвергать, должно принимать не американское правительство, и уж тем более не чье-либо еще, а непосредственно люди.
Вряд ли следует сомневаться, что распоряжение Иванова лишить Эй-би-си ньюс аккредитации при Минобороны в Вашингтоне не воспримут положительно. Как отмечают наблюдатели, скорее всего это будет оценено как очередная попытка российских властей ущемить свободу слова, в чем Москву уже не раз упрекали и представители Госдепа, и правозащитные организации, и западные СМИ. В и без того непростые российско-американские отношения внесена дополнительная напряженность... При этом громкие возмущения из российской столицы наверняка не увеличат число сторонников позиции Москвы по чеченской проблеме на Западе. Скорее наоборот.
═
Аккредитация иностранных журналистов в РФ
═
Официальной аккредитацией иностранных журналистов занимается Департамент информации и печати МИД РФ. На основе МИДовских списков аккредитованных журналистов военное ведомство производит свою аккредитацию. По информации пресс-службы МО РФ, в силу специфики Минобороны и необходимости соблюдения режима секретности, разрешение на посещение журналистами иностранных СМИ того или иного военного объекта МО РФ (воинской части, гарнизона, института, военкомата, корабля и т.п.), а также поездки в тот или иной военный округ дает лично начальник Генерального штаба ВС РФ после соответствующих согласований. Как сообщил «НГ» начальник пресс-службы Министерства обороны РФ полковник Вячеслав Седов, прецедента с лишением аккредитации иностранного телеканала в постсоветской истории пресс-службы МО РФ еще не было.
═
Реакция западных СМИ
═
Телекомпанию Эй-би-си ньюс, как и другие западные СМИ, реакция Москвы, похоже, не напугала. В своем комментарии телекомпания пояснила, что решение, какую точку зрения принимать, а какую отвергать, должно принимать не американское правительство, и уж тем более не чье-либо еще, а непосредственно люди.
Вряд ли следует сомневаться, что распоряжение Иванова лишить Эй-би-си ньюс аккредитации при Минобороны в Вашингтоне не воспримут положительно. Как отмечают наблюдатели, скорее всего это будет оценено как очередная попытка российских властей ущемить свободу слова и прессы, в чем Москву уже не раз упрекали и представители Госдепа, и правозащитные организации, и западные СМИ. В и без того непростые российско-американские отношения внесена дополнительная напряженность... При этом громкие возмущения из российской столицы наверняка не увеличат число сторонников позиции Москвы по чеченской проблеме на Западе. Скорее наоборот.
═
Константин Эггерт, главный редактор московского бюро русской службы Би-би-си
═
Согласно нашим правилам, мы не комментируем действия коллег. Если же говорить о заявлении Сергея Иванова, то полагаю, что объявление сотрудников Эй-би-си персонами нон-грата является фигурой речи, поскольку журналисты американского телеканала не являются дипломатами, в отношении коих обычно и применяется подобный термин. Если же говорить о самом интервью, то оно вряд ли бы могло появиться в эфире Би-би-си. Учитывая, что мы не частный, а общественный вещатель, критерии отбора материалов у нас зачастую более строгие, в частности, при показе того или иного события и персонажа мы не руководствуемся только рейтингами, как это делают частные каналы.
═
Петр Леонтьев, руководитель московского бюро немецкой телекомпании RTL
═
Мне трудно по корпоративным соображениям, принятым в нашей телекомпании, давать оценку действиям канала Эй-би-си. Скажу только, что заявление Иванова мне неприятно. Я не могу представить, чтобы в Германии мог бы быть такой конфликт между государственными учреждениями и иностранными журналистами, которых бы при этом объявили нон-грата. Это интервью не могло бы появиться и у нас, поскольку мы в последнее время российскую политику почти не показываем по причине практически полного отсутствия интереса к этой теме в Германии. Сейчас мы делаем в основном репортажи о культурной жизни России и разных здешних чудесах. А такие «выдающиеся» события, как заявления Иванова нас тоже не интересуют.