Новый порядок назначения губернаторов породил целый ритуал, логическому объяснению на первый взгляд не поддающийся. Сроки окончания губернаторских полномочий при этом не имеют никакого значения: президент «оказывает доверие» региональным главам, казалось бы, совершенно импульсивно и непредсказуемо, не обращая внимания на просьбы или отсутствие таковых со стороны областных начальников.
На днях Владимир Путин вдруг оказал доверие калужскому губернатору Анатолию Артамонову, предложив его кандидатуру для утверждения местным Заксобранием. Заметим: полномочия Артамонова истекают лишь в марте 2008 года. Администрация президента пояснила причину: Артамонов поставил вопрос о доверии перед президентом. Однако корреспондент «НГ» буквально накануне этого сообщения беседовал с пресс-секретарем калужского главы Виктором Вдовенковым, который решительно заявил, что «Артамонов переизбран весной прошлого года, а потому ставить вопрос о доверии он не намерен». «Нам еще работать и работать», – сообщил Вдовенков.
На днях исполняется ровно полгода новому порядку губернаторских выборов. Со дня принятия соответствующих поправок в закон об общих принципах организации государственной власти в субъектах Федерации президент назначил 26 губернаторов. Правда, назначения в соответствии со сроками прошли лишь в шести регионах. В остальных областях назначения произошли с опережением графика от полугода, как, например, это было в Приморском крае, до двух с половиной, как это случилось в Калужской губернии. При этом формально новый порядок наделения полномочиями – когда президенту подается список кандидатов в губернаторы, составленный полпредом, – применялся лишь в семи регионах. Губернаторы якобы предпочитали игру на опережение, предлагая свои кандидатуры президенту. Похоже, однако, что они делают это по команде из Центра, и об этом говорит не только случай с калужским губернатором.
«Вы касаетесь такой деликатной темы», – подтвердил предположения «НГ» пресс-секретарь ставропольского губернатора Анатолий Лесных, когда у него поинтересовались, намерен ли Александр Черногоров, у которого в декабре заканчиваются полномочия, ставить вопрос о доверии. «Вот я, понимаете, сам бывший военный. В Чечне был такой случай. Наши попали в засаду. Пресса дала фамилии погибших. Мать одного из них не вынесла удара и скончалась, а ее сын, оказывается, не погиб!» – не выдержали нервы у помощника в ответ на настойчивые просьбы прокомментировать ситуацию. По словам Лесных, сравнившего процедуру назначения с порядками военного времени, Черногоров за три месяца – в положенные сроки – обязательно поставит вопрос о доверии. И если бы губернатор не был уверен, что президент его поддержит, риторически вопросил Лесных, разве он ставил бы этот вопрос перед президентом?
Дальнейший мониторинг ситуации позволил убедиться: вопрос о доверии – сугубо формальная процедура. В ближайшие полгода более чем у 10 глав регионов заканчиваются полномочия. «По неофициальной информации, наш губернатор есть в списке полпреда, – сообщили нам в администрации Иркутской области, подтвердив, что Борис Говорин намерен ставить вопрос о доверии. – Но вопросов больше к администрации президента, чем к нам». Подобный ответ оказался традиционным – речь шла об отмашке из Кремля: места в списке полпреда в столь важном деле оказывалось маловато.
«Понятно, что все заранее согласуется, – сказал «НГ» замгендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин. – Только когда все согласовано, происходит процедура подачи заявления о доверии». По его мнению, фигуры, представленные помимо согласованной кандидатуры в списке, бутафорские: «Но это значит, что статисты находятся в резерве, они включены в федеральную номенклатуру. Впоследствии их могут привлечь к какой-то другой деятельности». Причину заформализованности процесса политолог видит в нежелании президента брать на себя ответственность.
Внешне этот вывод подтверждается и тем обстоятельством, что в подавляющем большинстве краев и областей сохранили свои посты прежние губернаторы. Новые главы утверждены всего в четырех регионах: в Корякском округе, в Северной Осетии, в Саратовской и Тульской областях. Спрашивается: к чему было тогда огород городить? Член политсовета СПС по законодательной деятельности Борис Надеждин, отстаивающий сегодня в Конституционном суде право выбирать губернаторов, прокомментировал ситуацию следующим образом: «После Беслана Путин заявил, что назначенные губернаторы будут более эффективны и менее коррумпированы. Но обоснование новой процедуры назначения губернаторов оказалось полной ложью. Поскольку сохранилась прежняя структура региональной власти, следовательно, реальной целью была другая – полная управляемость и личная преданность».
Алексей Макаркин полагает, что власть не желает сейчас идти на кадровую революцию, чтобы при случае можно было свалить вину за плохую региональную политику на хоть и бывших, но все же народных избранников: «Президент не хочет брать на себя ответственность за губернаторов. Он по монетизации льгот видел, каков может быть протест, и в значительной степени тогда его смогли направить на парламент, в меньшей – на губернаторов. Но если губернатор совершит какие-то глупости, то отвечать будет тот, кто его поставил. А так в крайнем случае можно сказать, что вы его когда-то выбирали, а президент только согласился с мнением народа».
Любопытно, кстати, что при таком раскладе высветились наиболее слабые стороны нового порядка. Оказалось, помимо стойкого нежелания брать на себя ответственность и осуществлять серьезные кадровые решения в регионах, руководство страны фактически не готово к непосредственному диалогу с региональной элитой. Так, оппозиция предрекает патовую ситуацию с переназначением нижегородского губернатора Геннадия Ходырева, которому областные депутаты предложили сложить полномочия. Центр молчит, не желая «идти на поводу» местных оппозиционеров и не решаясь открыто поддержать Ходырева, сроки полномочий которого истекают в августе. «Позиция Кремля здесь такая: возможности для воздействия на власть мы не даем», – комментирует Макаркин. Кстати, именно таким образом в свое время неприятие Михаила Евдокимова алтайской региональной элитой позволило известному юмористу удержаться на высоком посту.
И уж тем более власть не предоставляет возможности для маневра оппозиционерам: очевидно, что уход президента Северной Осетии Дзасохова – отложенное решение президента, поскольку на его место пришли люди из ближайшего окружения отставника.
Можно предположить, что такого рода «смена» региональных лидеров преследует лишь одну цель: зачистку политического поля в ожидании главной кампании – 2008 года. Непосредственно перед президентскими выборами этим будет заниматься некогда, да и поздно.