Вчера глава комитета ГД по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин представил руководителю Главного правового управления администрации президента Ларисе Брычевой рабочий вариант законопроекта «О парламентских расследованиях». Окончательный текст будет готов осенью, однако уже сегодня ясно, что выводы комиссий будут носить лишь рекомендательный характер, политическая оппозиция не сможет существенно влиять на принятие решений, а депутатов Госдумы, попавших в поле зрения комиссии, исключат из круга тех, кто априори не попадает в список потенциальных объектов расследования.
В распоряжении «НГ» оказались отдельные статьи законопроекта, который, по информации источника «НГ» в руководстве Думы, будет внесен на рассмотрение палаты уже в начале сентября, а до конца месяца ожидается его принятие в первом чтении.
Напомним, что 25 апреля тему парламентских расследований поднял сам президент в своем Послании Федеральному собранию. Ранее, после штурма на Дубровке, нижняя палата уже предпринимала попытку разработать такой документ и даже приняла его в первом чтении в октябре 2003 года. Проект был внесен депутатом Михаилом Гришанковым, а среди его разработчиков значился вице-президент фонда ИНДЕМ Михаил Краснов. Но тогда документ получил отрицательные отзывы правового управления, профильного комитета ГД и правительства. Его рассмотрение в первом чтении нынешний глава рабочей группы Владимир Плигин назвал «случайным» и пообещал, что новый закон будет отличаться от прежнего «концептуально» и будет «более консервативным».
Важная деталь: объектом расследований по новому закону могут стать и сами депутаты. В законе образца 2003 года и думцы, и сенаторы вкупе с президентом были вынесены из списка государственных лиц, которыми может заниматься комиссия. По новому закону объектом парламентского расследования может быть деятельность руководителей Счетной палаты, Банка России, прокуратуры и уполномоченного по правам человека. Включать ли в список судейский корпус, единороссы пока не решили – «речь идет о деликатной сфере», но зато определились с коллегами. «В ряде случаев деятельность депутатов ГД может создавать целый ряд проблем и может служить предметом исследования»,– уклончиво прокомментировал руководитель рабочей группы. Вместе с тем Владимир Плигин подтвердил, что эта норма действительно будет в законопроекте.
Новый закон значительно увеличил срок работы комиссии – от трех месяцев в версии 2003 до одного года в новой редакции. Разница существенная: если рассмотрение дела выйдет за временные рамки депутатских полномочий, оно попросту может лечь под сукно. В документе растягивание сроков работы комиссии объясняется особенностью парламентских расследований, «которые могут носить длительный характер и потребуют работы на местах». Это значит, что несмотря на то, что закон может вступить в силу в 2006 году, нынешняя Дума вряд ли воспользуется своим новым правом.
Судя по написаным статьям законопроекта, главное отличие нового варианта в объединенном составе комиссии – из депутатов ГД и СФ. В прежнем у каждой палаты была своя комиссия. Согласно рабочему варианту, одна на всех парламентариев комиссия будет формироваться по принципу 50 на 50 от каждой палаты. При этом, по словам Плигина, медведи согласились забыть о «принципе абстрактной справедливости» – в комиссии будут представлены все фракции на равных вне зависимости от числа мандатов. Но это не поможет оппозиции развернуться - сенаторская часть, то есть половина всей структуры, будет целиком состоять из медведей, а это 60% голосов.
Коммунисты уверены, что в таком виде это будет «чисто декоративная структура». «Эта комиссия реально не сможет ничего сделать», – сказал «НГ» секретарь ЦК КПРФ Олег Куликов.По словам президента фонда ИНДЕМ Георгия Сатарова, закон о парламентском расследовании, безусловно, нужен, даже если будет работать совершенно «ручная комиссия»: в будущем ситуация в парламенте может изменится.