После июньского доклада о катастрофическом положении на Кавказе и личной встречи с президентом полпред президента в ЮФО Дмитрий Козак получил карт-бланш на борьбу с коррупцией в силовых структурах. Как сообщил «НГ» источник в правительстве, Владимир Путин не стал ограничивать активность полпреда Южным федеральным округом – изменения коснутся ФСБ, МВД, прокуратуры и взаимоотношений по линии Центр–регионы.
В основу работы специально созданной по этому поводу правительственной комиссии лег «дагестанский урок». На вчерашнем ее заседании, как стало известно «НГ», принято решение к осени этого года внести необходимые законопроекты в правительство страны.
Комиссия предлагает, чтобы ФСБ, которая сегодня занимается расследованием экономических преступлений, пресечением контрабанды наркотиков и другими правонарушениями, передала указанные функции Министерству внутренних дел, а вместо этого занялась борьбой с преступлениями внутри самой правоохранительной системы, в частности – в МВД. При этом должны быть прописаны механизмы оценки конечных результатов деятельности ФСБ. «Это должна быть задача с конкретными показателями, не теми, которые сегодня есть, например общий уровень преступности в органах. Нужно сделать так, чтобы каждый факт предательства и злоупотребления в МВД становился минусом ФСБ», – объяснил «НГ» один из членов комиссии, попросивший не называть своей фамилии. Сегодня существует другая практика, при которой «любой сигнал о совершении правонарушения милиционером проверяется прежде всего МВД». Подобной же функцией контроля за нарушениями в структуре ФСБ будет наделено и соответствующее подразделение в МВД. Одним словом, по словам источника, предлагается «так распределить полномочия, чтобы ни у кого не было монополии и был взаимный контроль».
Комиссия также предлагает создать отдельное ведомство для контроля за работой сотрудников прокуратуры. «Глупо, когда прокурорский надзор за следственным дознанием единый, но часть следствия по самым тяжким преступлениям находится в самой прокуратуре. Таким образом прокуратура надзирает сама за собой», – сказал источник корреспонденту «НГ». Предлагается выделить этот следственный аппарат из прокуратуры в самостоятельное ведомство, которое перейдет в состав Министерства юстиции, но будет непосредственно подчиняться только главе государства. Во время обсуждения один из членов комиссии привел в пример мировой, и в частности, американский, опыт: «Когда прокурор занимается расследованием конкретного дела, за ним официально следят 6 детективов, чтобы прокурор не сговорился с мафией. И это нормально».
Изменения принципов взаимоотношений федерального Центра с регионами комиссия предлагает увязать со степенью их дотационности. По словам Дмитрия Козака, в России существует три группы субъектов: доноры, так называемые середняки и дотационные. К последним, которые зависят от Центра на 80–90%, в Южном округе полпред отнес Чечню, Дагестан, Кабардино-Балкарию, Ингушетию. По его мнению, большей самостоятельностью надо поощрять «зарабатывающие регионы, которые поддерживают у себя малый и средний бизнес», в отличие от других, «которые ошиваются на Ильинке, выбивая трансферты». В ближайшее время комиссия рассмотрит конкретные механизмы для стимулирования местных властей.
По словам источника «НГ» в администрации президента, речь может идти о значительно большем, чем сегодня, участии федерального Центра в управлении дотационными регионами: «Вплоть до назначения Москвой в региональных администрациях министра финансов и министра экономики». До сих пор эти полномочия были только у глав регионов. Вместе с тем губернатор может избавиться от подобной опеки Центра, если откажется от большей части трансфертов и регион начнет зарабатывать свои деньги. По словам источника, в планах комиссии прописать принципы, по которым будет оцениваться эффективность работы губернатора. В частности, речь идет о положительной динамике качества жизни людей в конкретном регионе и возможности сделать соответствующие оргвыводы, если такой динамики не прослеживается. Источник не стал комментировать вопрос «НГ» о том, означает ли это, что у федерального Центра появятся полномочия снимать нерадивых губернаторов, потому что «этот вопрос пока обсуждается».
Члены комиссии склонны реалистично оценивать перспективы выработанных ими предложений. В 2002 году тогда еще заместитель главы администрации президента Дмитрий Козак предлагал Владимиру Путину перераспределить полномочия и оптимизировать работу силовых органов. Но тогда дело закончилось ничем, потому что, по словам собеседника «НГ», в комиссии «был бой самых разных корпораций, которые не хотели ничего менять – все прижились, всем хорошо». По его словам, у комиссии «есть свои сторонники и противники как в администрации президента, так и в самом правительстве». Во время обсуждений на комиссии возникали споры между министрами либерального крыла правительства, свой протест высказали и силовики. Но ко вчерашнему заседанию все противоречия были преодолены – Козаку удалось договориться со всеми сторонами, которые согласились с полпредом в главном: делать это необходимо. Сам Дмитрий Козак сказал «НГ», что «принятие всех этих поправок ждет непростой путь, потому что многие могут быть недовольны ими, некоторые же просто не готовы воспринять сегодня подобные инициативы».