0
816
Газета Политика Интернет-версия

20.07.2005 00:00:00

Достоевский суперстар

Екатерина Барабаш

Об авторе: Екатерина Юрьевна Барабаш - обозреватель "Независимой газеты".

Тэги: классика, культура, мюзикл


В театре Геннадия Чихачева прошла премьера мюзикла «Униженные и оскорбленные». Разумеется, по мотивам романа Достоевского. Герои романа теперь поют и танцуют под музыку Александра Журбина в соответствии с либретто Вячеслава Вербина. Можно спросить: «При чем тут Достоевский?» Да в общем-то ни при чем. Ну разве что кое-где герои перестают петь и минуту-другую говорят абзацы из романа. Как правило, это происходит, когда не искушенный в Достоевском зритель рискует потерять нить повествования. Но поскольку либреттист, очевидно, больше в ладах с русским языком, нежели Федор Михайлович, зрителю остается довольствоваться песенками, например, с такими словами: «Разбилась жизнь-тарелочка/ Пальчики в крови/ Зачем жила ты, девочка/ Хотевшая любви?»

«А не замахнуться ли нам на Вильяма нашего Шекспира?» – смело предлагал герой Евгения Евстигнеева из фильма «Берегись автомобиля».

На кого только не замахиваются ныне отважные деятели культуры. Что там Шекспир – ему, можно сказать, повезло. Все-таки какой-никакой пиетет ему за столько веков обеспечили. К тому ж драматург – а значит, как правило, со сцены да с экранов слова его собственного сочинения все-таки звучат. Не всегда, конечно, особенно в последнее время. В одной из постановок «Гамлета», скажем, режиссер знаменитый монолог «Быль или не быть?» просто выкинул, актер его про себя произносит. А зритель грамотный, он догадается, что к чему. Ладно, это то, что называется трактовкой, и писатели, создавая произведения, априори сами на нее нарываются.

С началом перестройки пошла у нас мода на переписывание. Сначала взялись переписывать историю. Можно сказать, переписали. Теперь взялись за литературу. Компания молодых веселых ребят написала своего «Идиота», назвав его «Даунхаус». Акунин играючи переписал чеховскую «Чайку» – точнее, не переписал, а дописал, додумав за Чехова несколько, как ему показалось, забавных финалов. Чехов – это брэнд. Акунин – брэнд. Чехов, помноженный на Акунина, – супербрэнд, за что новой, с позволения сказать, «Чайке» посчастливилось быть поставленной в театре Райхельгауза. Вернее, даже целый цикл из трех «Чаек», в одной из которых персонажи поют и пляшут под музыку того же Журбина.

Весь мир ставит мюзиклы. Почему «Нотр Дам де Пари» – можно, а «Униженные и оскорбленные» – нельзя? И там и там – мелодрама, страсти, любовь, обман, смерть. Почему можно танцевать ту же «Чайку» и петь «Войну и мир», а петь и танцевать Достоевского нельзя? Что не запрещено, то разрешено. Художник – это вам не чиновник, обязанный с девяти до шести делать, что начальство велит.

Есть очень тонкая, очень размытая грань, за которой кончается здоровый художественный поиск и начинается пошлость. Эта грань практически не видна, ее можно только чувствовать. Умение чувствовать эту грань и есть, очевидно, то, что называется вкусом и ответственностью художника. Всякий художник несет ответственность за то, что представляет публике, потому что в конечном итоге именно культура – не политика, не идеология, не ФСБ, не Церковь даже – создает нравственную атмосферу в обществе. Особенно сейчас, когда обвал попсы во всех ее проявлениях ежесекундно несется на нас железным потоком, когда не умеющая грамотно строить фразы Дарья Донцова получает орден за вклад в отечественную литературу. Что это, как не поддержка на государственном уровне безвкусия и пошлости? Казалось бы, самый момент людям от культуры составить оппозицию государству хоть в этом плане, отгородиться самим и попробовать отгородить публику от цунами пошлятины. Но нет, по части «воспитания чувств» большая часть творцов на стороне государства. И правда ведь: страна, не читающая Достоевского, а постигающая его через мюзиклы и молодежный стеб в стиле «Даунхауса», куда легче поддается «правильному» идеологическому воспитанию.

При этом – странное дело – уже тридцать лет во всем мире идет рок-опера «Иисус Христос суперзвезда» Эндрю Ллойда Уэббера, но даже у истинно верующих людей ни раздражения, ни обиды она не вызывает. Хотя, казалось бы, – что может быть кощунственнее мюзикла по Евангелию? А «Страсти Христовы» Мела Гибсона, в котором режиссер попытался сохранить чуть ли не документальную точность событий, описанных в Евангелии (ошибок, правда, насажал, но их далеко не каждый заметит), кажутся гораздо более кощунственными, чем поющий Христос и пляшущие апостолы. Просто потому, что Уэббер написал хорошую рок-оперу, а Гибсон снял плохой фильм.

Наверное, «замахнуться» можно на все. И на великие вехи великой культуры – тоже. Только рушить не надо. Пачкать не надо. Выдирать и ставить на их месте свои не надо. Потому что когда – прямо по Достоевскому – «все дозволено», в том числе в культуре, кому будем жаловаться на «духовное обнищание нации»?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
685
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2419
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1616
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1241

Другие новости