Последнее пленарное заседание нынешней сессии Совета Федерации случилось неожиданно обширным и долгим, словно сенаторы пытались перевыполнить план. Около сорока вопросов стояло на повестке дня, среди которых по важности выделялся лишь один – вопрос об изменениях в избирательное законодательство. Но исторический момент кардинальной перестройки избирательной системы сенаторов практически не взволновал. На обсуждение этой темы хватило пяти минут и одного вопроса. Зато детального обсуждения удостоились экономические законопроекты – сенаторы, например, до хрипоты спорили, взимать ли госпошлину за регистрацию маломерных судов.
Начало заседания верхней палаты было многообещающим: развернулась жаркая дискуссия. Казалось, перед отпуском прежде тихие обитатели здания на Большой Дмитровке решили взять реванш. Для обсуждения вопроса о назначении судей Высшего Арбитражного суда перед сенаторами предстал глава данного ведомства Антон Иванов и его четыре протеже – претенденты на соответствующие вакансии. В течение полутора часов парламентарии буквально терзали Иванова и его потенциальных подчиненных. Членов Совфеда не смутило даже то, что кандидатуры ранее были утверждены президентом. В итоге СФ утвердил назначение всех четырех соискателей.
За назначением судей следовал более важный для государственного устройства вопрос – изменения в избирательное законодательство. «Комитет по конституционному законодательству вчера очень долго рассматривал данный вопрос, – заявил председатель комитета Юрий Шарандин, – поэтому мы предлагаем протокольное решение о наблюдении и мониторинге в регионах. Если вопросы по изменениям будут ко мне или к присутствующему на заседании главе ЦИКа Александру Вешнякову – милости прошу».
Вопрос последовал. «Законом установлено, что субъекты РФ, у которых выборы намечены на октябрь–декабрь 2005 года, могут самостоятельно решить, проводить ли выборы в ранее намеченные сроки либо перенести на март 2006 года. А как быть субъектам, у которых выборы назначены на 4 сентября?» – поинтересовался сенатор от Тверской губернии. «Назначенные выборы обязательно должны пройти в сроки, в которые они назначены. Никаких изменений не может быть», – без запинки ответил Вешняков. Миронов, заметив, что вопросов больше нет, предложил сенаторам проголосовать. Спорную реформу поддержали практически единогласно: 142 – за, один – против.
Все последующие пункты повестки касались законов, регулирующих экономическую и налоговую сферы. Здесь развернулись настоящие диспуты. Так, при бурном обсуждении принимались поправки в Закон «О рекламе». Долго спорили по поправкам в Налоговый кодекс. Даже сами сенаторы заметили контраст в обсуждении разных тем. «Конечно, закон не такой серьезный, и мы слишком большое внимание уделяем ему», – заметил сенатор Леонид Рокецкий, пытаясь остановить перепалку по поводу того, взимать ли госпошлину за регистрацию маломерных судов в судовой книге.