Многие наблюдатели отметили отсутствие реакции на ситуацию с Касьяновым со стороны Комитета «2008: Свободный выбор». Похоже, эта организация готова покинуть политическую сцену: по словам эспээсовца Бориса Надеждина, следующее заседание ее состоится только в конце года. Именно тогда станет ясно – какие партии, согласно новому закону, останутся на политическом поле.
Напомним: рождение комитета в сентябре прошлого года произошло в условиях нешуточной угрозы будущим президентским выборам. Главную свою задачу манифест организации формулировал следующим образом: «За выборы 2008 года придется всерьез побороться. Борьба предстоит не только за победу на них, но и просто за то, чтобы они состоялись, за само право свободного выбора». Основную функцию, по мнению Надеждина, комитет выполнил – «привлек внимание общественности к проблеме свободных выборов, и теперь каждый политик осваивает эту тему».
Однако объединение демократов оказалось непосильной задачей для комитетчиков. По свидетельству одного из них, журналиста Юлии Латыниной, именно появление профессиональных политиков в организации привело к ее упадку: «Наиболее дееспособной частью комитета были либо политики, не участвовавшие ранее в объединительном процессе, как Каспаров и Рыжков, либо журналисты – Шендерович, Пархоменко и Рыклин. Именно у них было абсолютно трезвое понимание – насколько безрезультатны споры о том, кто будет делить спонсорские деньги, кто будет договариваться с Кремлем, с кем объединяться и на чьей базе. Но по мере того как политиков в комитете становилось все больше, он, естественно, терял плавучесть. Главной ошибкой было привлечение такого дикого количества использованных презервативов».
В итоге был реализован худший вариант: на базе комитета появилась не одна партия, а по меньшей мере пять. С Латыниной отчасти согласен комитетчик Борис Немцов. По его мнению, проблема в том, что каждый, в том числе и председатель комитета Гарри Каспаров, имеет свои политические амбиции. Тем не менее Немцов считает заведомой глупостью распускать «уникальную организацию, собравшую всех представителей демократических движений»: «Я понимаю, что объединительный путь тернист и сложен. У меня вообще такое ощущение, что цикл 2007–2008 мы пройдем в состоянии крайней раздробленности, маргинализированности и очень большого разочарования в наших сторонниках. Но дорогу осилит идущий».
Председатель комитета Гарри Каспаров, явно лишенный политического долготерпения, присущего яблочникам и эспээсовцам, ведущим переговоры об объединении уже десятый год, намерен в ближайшее время зарегистрировать «Объединенный гражданский фронт» как межрегиональную организацию, объединяющую все политические силы. Каспаров тоже считает отсутствие перспектив у комитета следствием провала переговоров в стане демократов: «Неудача комитета подчеркнула, что этот процесс сегодня невозможно довести до конца, поскольку у сторон нет никакого реального интереса к такому объединению. То, что сегодня происходит, – пиаровская дымовая завеса, призванная скрыть, что политики решают свои задачи». Лидер «Фронта» считает, что переговорный процесс вообще вернулся сегодня на исходную позицию «взаимных обвинений по любому поводу».
Формально комитет вернулся к изначальной деятельности. Продолжается судебный процесс по итогам прошлых выборов в Госдуму – сейчас уже в Страсбурге. И ликвидировать его, по утверждению Каспарова, «было бы неправильно»: «Любое изменение ситуации в стране может снова возродить роль комитета, но уже на ином качественном уровне. Важно, чтобы возникло понимание необходимости этого у самих участников процесса».