Когда английский премьер на ступеньках гостиницы «Глениглс» встречал своих гостей – лидеров крупнейших мировых держав, съехавшихся на саммит «большой восьмерки», он уже знал о событиях в Лондоне. Они произошли буквально за несколько минут до начала официальной церемонии встречи, но точной информацией о причинах взрывов в столице Великобритании британский премьер на тот момент не обладал. Между тем, как только началось рабочее заседание лидеров G8 в узком составе, Тони Блэру стали постоянно приносить записки. А уже через 2 часа после начала работы G8 английский премьер-министр объявил о своем решении покинуть Глениглс и отправиться в Лондон. «Совершенно ясно, что это была террористическая атака», – заявил английский премьер в своем официальном обращении.
По словам Блэра, атака была специально приурочена к открытию саммита «большой восьмерки». «Но какие бы цели ни преследовали террористы, они не достигнут успеха», – сказал британский премьер. Он проинформировал, что улетает в Лондон на несколько часов, но это не означает перерыва в работе «большой восьмерки». По словам британского премьера, лидеры мировых держав будут продолжать свою работу. Между тем Блэр заявил, что резолюция по терроризму, которая, кстати, до этого содержала не более чем общие фразы, будет дополнена. Затем премьер вернулся к своим коллегам. Примерно через час вышли из зала и другие лидеры «большой восьмерки». Судя по всему, все это время шла работа над текстом заявления по поводу терактов в Лондоне. Его зачитывал Тони Блэр. Лидеры стран «восьмерки» назвали взрывы в Лондоне варварскими терактами и заявили, что это не заставит цивилизованный мир отказаться от своих ценностей. «Мы осуждаем эти варварские теракты, мы выражаем соболезнование всем жертвам, их родным и близким, всем пострадавшим в теракте. Мы считаем, что каждый житель наших стран пострадал от этих терактов, – говорится в заявлении. – Тем, кто хотел бы использовать экстремизм и фанатизм против нас всех, мы противопоставим наши ценности. Мы победим. Они проиграют».
Также сообщалось, что лидеры «восьмерки» продолжат саммит, несмотря на теракты в Лондоне. Но все же спланированный график был пересмотрен. Например, было отменено фотографирование лидеров G8 с руководителями Бразилии, Китая, Мексики, ЮАР, а также ООН, МВФ, Всемирного банка и ВТО.
Затем с заявлением выступил Буш: он объявил, что война с терроризмом продолжается.
Тем временем пресс-служба российского президента распространила его заявление с выражением соболезнований Тони Блэру по поводу лондонской трагедии. «Где бы ни происходили подобные бесчеловечные преступления – в Лондоне, Нью-Йорке, Москве или в других странах, – подчеркнул президент РФ, – они требуют безоговорочного осуждения и объединения всех цивилизованных стран в борьбе с международным терроризмом».
В среду вечером ничего не предвещало, что нынешний саммит будет проходить на таком драматическом фоне. Лидеров «восьмерки» пригласили на обед от имени британской королевы Елизаветы II и принца Филиппа. И главной темой обеда стали кулинарные пристрастия французского президента: накануне он имел неосторожность проехаться по шотландской кухне, назвав ее самой плохой после финской. Пресса же обсуждала ЧП с Джорджем Бушем. Вероятно, сильно расстроившись проигрышем в соревнованиях за право провести Олимпийские игры, президент наехал на велосипеде на полицейского. Как сообщили британские СМИ, полисмена доставили в больницу, а велосипед, на котором ехал Буш, оказался сломанным.
Впрочем, вчера лидеры вряд ли обсуждали падение Буша с велосипеда. Да и более серьезные темы (изменения климата и помощь Африке), которые собирались сделать центральными, естественным образом отодвинулись на второй план. К тому же вокруг этих сюжетов до последнего момента было немало разногласий.
═
Глениглс