Местные начальники имитировали народный гнев по отношению к Каспарову.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Лидер «Объединенного гражданского фронта» Гарри Каспаров, побывав в южных регионах России, стал свидетелем необычного взрыва любви местных властей к юному поколению: все его запланированные встречи на Северном Кавказе одна за другой проваливались из-за детских утренников, спешно назначаемых властями именно на время выступления видного либерала.
Рабочая поездка шахматиста и политика по горячим точкам страны презентовалась прессой самым негативным образом, а центральные телеканалы демонстрировали кадры «народного гнева». «Пиар на крови – это родовой признак путинского режима, это девяносто девятый год, это вторая чеченская война», – в свою очередь заметил на вчерашней пресс-конференции Каспаров. Не имея возможности полемизировать с оппонентами по причине закрытого доступа в региональные теле- и радиоэфиры (даже записанное на радио «Эхо Ростова» интервью не пустили в эфир), Каспаров собрал журналистов, чтобы поделиться впечатлениями о поездке в Ростовскую и Ставропольскую области, а также в Северную Осетию и Дагестан. Именно запрет на обмен информацией и боязнь открытого диалога с народом способствует трагедии на Северном Кавказе и может повлечь распад России, резюмировал Каспаров.
Вояж делегации «Объединенного гражданского фронта» в составе 14 человек начался с Дагестана. Благодушие дагестанских начальников, первыми встретивших чемпиона мира по шахматам, исчезало по мере общения чемпиона с общественностью города. В итоге местные власти, безрезультатно пытавшиеся обставить приезд Каспарова как визит великого шахматиста, перешли к прямым запретам этих встреч.
Не состоялось, в частности, запланированное посещение лагеря беженцев из станицы Бороздиновской под Кизляром – кортеж развернули по дороге. В североосетинской столице делегацию не пустили в дом культуры, где должна была состояться встреча с жителями Владикавказа. На площади возле клуба, где могли бы собраться ее участники, под палящими лучами солнца внезапно был устроен конкурс детских рисунков под громко звучащую музыку из динамиков. В Беслане администрация дома культуры, где был заказан зал, в последний момент запретила встречу ради демонстрации мультфильма. Все последующие встречи Каспарова с общественностью Северной Осетии также проходили на улице. В Беслане Каспарова забросали яйцами. От разъяренных бесланских матерей зачинщиков беспорядка спасла милиция. «Когда президент Осетии Мамсуров сравнивает этих молодых людей с нацболами, я бы хотел напомнить, что нацболы, закидывая неугодных политиков, знают, что им грозит наказание и даже избиение. В этом же случае молодые люди сами прибыли в сопровождении сотрудников правоохранительных органов», – таким образом охарактеризовал вчера столь нехарактерные для Северного Кавказа политические акции Гарри Каспаров.
Между тем, по словам политика, сегодня на Северном Кавказе существует мощная и хорошо организованная альтернатива оппозиции – религиозный экстремизм: «Оппозиция находится в загоне, реально действовать ей не позволяет власть, и поэтому протестное движение обращается к другим методам борьбы. Люди нам открыто говорили, что в условиях нынешнего беспредела со стороны власти и коррупции шариат будет благом».
Делегация планировала провести около десяти встреч. Однако вылеты самолетов регулярно задерживались на несколько часов, директора клубов срочно закрывали на ремонт арендованные залы, а администраторы гостиниц отказывались заселять делегацию «Фронта». Лишь одна встреча обошлась без эксцессов – с бесланскими матерями во дворе школы. По словам Каспарова, бандиты, повсеместно сопровождающие их делегацию, не смогли переступить там какую-то невидимую черту – и остались у ворот.