В выходные в Подмосковье прошли сразу два мероприятия российских либералов. Правые, яблочники, республиканцы говорили, по сути, об одном и том же: могут ли демократы преодолеть разногласия и объединиться – хотя бы на региональных выборах, например в московский парламент. Но очередные объединительные дискуссии снова закончились без видимых результатов.
В «Русотеле» прошла конференция возрожденной Республиканской партии России, объявленной Владимиром Рыжковым новой площадкой для объединения либералов. Однако по пути к заявленной цели РПР продолжает терять союзников. На широко разрекламированном мероприятии РПР не оказалось экс-министра финансов, до недавнего времени члена политсовета РПР Михаила Задорнова, который решил возглавить Гута-банк и уходит из политики в бизнес. Не приехал в «Русотель» и Гарри Каспаров, до недавнего времени – ближайший союзник Рыжкова.
Поредение сторонников объединители попытались скрасить яркими выступлениями и постановкой новых задач. Владимир Рыжков призвал присутствующих бороться с демографическим кризисом, отменой отсрочек от армии, восстановить свободные выборы губернаторов и сенаторов, вернуть одномандатные округа, реформировать силовые структуры. Гостям программа республиканцев понравилась. Но вопрос объединения так и завис в воздухе. В результате лидер СПС Никита Белых ограничился тем, что выразил готовность подписать единый список демократов для участия в региональных выборах. Лидер «Нашего выбора» Ирина Хакамада предложила еще раз встретиться без прессы и поговорить. А заместитель председателя «Яблока» Сергей Митрохин отмел идею республиканцев, назвав ее «рискованным проектом», и еще раз напомнил собравшимся, что объединяться нужно с «Яблоком».
Одновременно федеральный совет партии «Яблоко» в результате двухдневной работы принял множество резолюций. Одна из них гласит: партия выступает за законное отстранение от власти правящей группировки во главе с Путиным и недопущение операции «Наследник». Бороться за «демонтаж путинской власти» яблочники будут без СПС.
Федеральный совет проходил в поселке Московский. Собрал он 130 членов «Яблока» из 72 региональных отделений. Совет определил на ближайшие полтора года курс партии. Для реализации основной задачи – изменения политического курса страны и отстранения путинской группировки от власти – «Яблоко» готово объединиться с любыми политическими силами. Но только не с СПС. Как объяснил лидер партии Григорий Явлинский на брифинге, «СПС – неоконсервативная партия, а мы – демократическая. А значит, цели и задачи у партий – разные». Тем самым он поставил точку в переговорном процессе с правыми, которых теперь с легкой руки Явлинского окрестили правыми консерваторами.
Также яблочники предложили создать объединенную демократическую партию на базе своей. Для этого они готовы изменить структуру управления и устав партии, ≈ чтобы «учесть интересы всех партий и организаций». Не исключают они и создания фракций внутри партии.
Впрочем, для защиты политических свобод граждан яблочники намерены не только создать объединенную демократическую партию, но и организовать широкий фронт оппозиционных сил, куда могли бы войти все представители оппозиционных партий, готовых к политическим активным действиям, в том числе и методами гражданского сопротивления.
Явлинцы призвали компенсировать моральный ущерб, «нанесенный непродуманной экономической политикой прошлых годов». Они предложили ввести компенсационный налог на сверхдоходы, полученные в результате криминальной приватизации. Поступления от этого налога будут направлены на финансирование социальных программ: повышение пенсий, выплату зарплаты бюджетникам, здравоохранение и просвещение.