Помощник президента по экономике и шерпа президента в G8 Игорь Шувалов накануне саммита «восьмерки» продемонстрировал беспрецендентную информационную открытость. В среду вечером в государственном агентстве «РИА-Новости», отвечающем, помимо прочего, за имидж страны за рубежом, Шувалов собрал российских и иностранных журналистов. Кремлевский чиновник говорил об отрицательных последствиях дела ЮКОСа для имиджа России, спорах внутри Кремля и на другие актуальные темы.
═
Работать с последствиями ЮКОСа
═
Формально прессу собрали, чтобы поговорить о предстоящем в Шотландии саммите глав восьми крупнейших государств. Но журналистов куда больше интересовали вопросы внутрироссийской жизни. Вопрос про ЮКОС был задан первым. Журналист из «La Stampa» поинтересовался, как повлияло на отношение к России лидеров «восьмерки» дело ЮКОСа. «Имидж России в глазах лидеров «восьмерки» неплохой. Здесь проблем у нас никаких нет. Что касается общественности и того паблисити, которое существует в этих странах после дела ЮКОСа, то проблема действительно существует», – не стал спорить Шувалов.
В преддверии встречи в Шотландии помощник президента счел необходимым разъяснить ситуацию, возникшую после продажи основных активов ЮКОСа и обвинительных приговоров, вынесенных владельцам и менеджерам компании. «И президент, и правительство, и Госдума – мы должны тяжело поработать с тем, чтобы отрицательные последствия после дела ЮКОСа нивелировать и восстановить и укрепить имидж Российской Федерации», – сказал Шувалов. Главное – «постараться не допустить, чтобы было новое подобное дело, чтобы подобные ситуации не происходили с другими крупными компаниями и чтобы никогда подобный прецедент не повторялся». Кроме того, «необходимо изменить законодательную базу, чтобы инвесторы чувствовали себя защищенными от государства».
Помощник президента предвидит, что быстрых изменений, которые могли бы успокоить инвесторов, не будет: «На все это уйдет не один год. Это не одномоментный акт, это тяжелая работа на много лет».
═
Лагерей в администрации нет
═
Японский журналист попросил Шувалова прокомментировать существующее разделение в Кремле на так называемые силовой и либеральный лагеря. «Не могли бы вы сказать, к какому лагерю вы себя относите?» – полюбопытствовал гость из Токио. «Оппозиционных лагерей у нас в администрации нет, – улыбнулся Шувалов. – Мы в администрации все люди разные и по конкретным вопросам имеем различные точки зрения. Есть либеральные воззрения, есть консервативные».
Помощник президента разъяснил и то, каким образом при таких разных подходах в Кремле достигается консенсус: «Мы обращаемся к руководителю администрации, если он не помогает – к президенту. Вопрос, какую точку зрения примет президент. Если посмотрите на Послание президента Федеральному Собранию, то увидите, какой точки зрения придерживается президент».
Надо отметить, что Шувалов, которого принято считать одним из идеологов либерального лагеря, не захотел включать себя в тот или иной стан: «Не могу сказать, что есть лагеря и я – в одном или в другом. По экономике, вы знаете, я либерал, а вот по комплектованию вооруженных сил – консерватор, потому что считаю, что служить в армии должны все».
═
Инфляция или экономический рост?
═
Журналисты поинтересовались, что важнее в нынешней ситуации: быстрый экономический рост или низкая инфляция. «Мне лично нравится идея снижения инфляции, пусть даже с понижающими темпами роста экономики», – признался Шувалов. Между тем «монетарные власти не смогут удержать инфляцию в том коридоре, который определен в 8,5%».
Шувалов считает, что тенденцию к замедлению экономического роста можно переломить, «если переориентировать капиталы на направление развития человека». При этом «есть возможность подтолкнуть ситуацию к увеличению темпов роста до намеченных 7,2% и решению задачи удвоения ВВП». «Однако в этом году этого сделать не удастся, но и меньше объема 5,2% не опустимся», – отметил помощник президента.
═
Инвестировать в человека
═
Однако и в правительстве, и в Кремле, о чем напомнил Шувалов, существует различное понимание, как нужно подходить к решению задачи по удвоению ВВП и повышению темпов роста. Можно финансировать крупные промышленные объекты, а «можно финансировать программы, связанные с развитием личности». Под этими программами Шувалов понимает реформы здравоохранения и образования, а также строительства жилья. Над разработкой именно этих направлений активно работала в позапрошлом году так называемая группа по удвоению ВВП под руководством Шувалова.
Корреспондент «НГ», вспомнив о печальном опыте монетизации льгот, поинтересовалась, есть ли гарантии, что подобная ситуация не повторится и при проведении других социальных реформ. «Гарантий никто дать не может. Но если этого не будет в течение 10–15 лет, медицина и образование вообще не будут способны обслуживать интересы граждан России, – подчеркнул помощник президента. – Хуже чем есть в системе здравоохранения быть не может». По словам Шувалова, он боится лечиться даже в той больнице, которая считается лучшей в стране.