Американский Сенат вслед за Палатой представителей одобрил законопроект об энергетической политике США. Главная особенность документа, принятого на двухпартийной основе, – попытка найти пути ослабления зависимости экономики страны от импортной нефти. В том числе путем возвращения к строительству атомных электростанций.
Незадолго до голосования на Капитолийском холме президент США Джордж Буш посетил одну из АЭС в близлежащем штате Мэрилэнд для того, чтобы привлечь внимание к этой теме. Это был первый визит действующего главы государства на АЭС после того, как в 1979 году произошла авария на АЭС Тримайл в штате Пенсильвания. Как заявил Буш, пока в США действовал добровольный отказ от строительства новых АЭС, французы добавили к своему энергопарку десятки таких станций. Теперь Франция обеспечивает 78% своих потребностей в электроэнергии за счет АЭС. (В США действует 103 АЭС, которые дают 20% всей потребляемой электроэнергии.) Для сохранения нынешнего уровня потребления энергии американцам в предстоящие 20 лет надо построить 1300 новых электростанций, и без новых АЭС, по словам президента, уже не обойтись. Тем более что атомная энергетика не усугубляет или почти не усугубляет парниковый эффект. Главный же аргумент Белого дома и всех вообще сторонников мирного атома – при стоимости нефти, достигшей почти 60 долл. за баррель, АЭС стали экономически привлекательны.
Призывы президента США и закон, который ему вскоре предстоит подписать, практически провозглашают новую ядерную гонку. По данным экспертов, сейчас в мире действуют 440 ядерных энергореакторов, скоро их число начнет стремительно расти. Возобновление строительства АЭС в США практически предопределено. Также неизбежно усиление интереса к этому направлению энергетики в Европе, хотя там сопротивление строительству АЭС будет сильнее, чем за океаном, и это приведет к своеобразному политическому перетягиванию каната между сторонниками и противниками мирного атома со всеми атрибутами такой борьбы в стенах парламентов и на улицах городов.
Однако есть место, где ядерная гонка начинается с быстрого старта. Это Азия. Новые экономические гиганты Китай и Индия остро нуждаются в энергии. Уже сейчас Китай не может удовлетворить от 15 до 20% своей потребности в электроэнергии, 100 млн. крестьян не имеют доступа к электричеству. В то же время при нынешних темпах развития Китай должен каждые десять лет удваивать производство электроэнергии.
Ныне в КНР принята энергетическая программа, предусматривающая резкую активизацию строительства АЭС. Сейчас в стране 9 действующих энергоблоков и еще 2 строятся. Предполагается в ближайшие 15 лет вводить по два новых атомных энергоблока и в итоге увеличить производство электроэнергии на АЭС в 6 раз. При этом их доля в энергобалансе возрастет с нынешних 2 до 6%. В условиях, когда отключения тока происходят практически повсеместно, о противодействии приверженцев экологии атомной энергопрограмме речь не идет. Нет проблем и с финансовыми ресурсами. Поэтому сомневаться в осуществимости этих планов нет оснований. На строительство АЭС опережающими темпами нацелилась и Индия. Она уже сейчас готова с ходу приобрести несколько атомных энергоблоков.
Однако не все так просто. Что касается китайского рынка, то на него нацелились по крайней мере три крупных экспортера атомного оборудования: американская корпорация «Вестингауз», французская «Арева» и российский Атомстройэкспорт. В условиях жесткой конкуренции американский государственный Импортно-экспортный банк пошел на финансовую поддержку своей фирмы – предоставил «Вестингаузу» гарантии займа на 5 млрд. долл.
Надо отметить, что китайцы – разборчивый и требовательный покупатель. Они сами экспортируют АЭС, правда, меньшей мощности, чем это принято в электроэнергетике большинства стран. Они поставили в Пакистан энергореактор на 300 мегаватт и строят еще один такой же. На строящихся у себя АЭС они стремятся увеличить долю своего оборудования и трудовых затрат и сократить иностранную. Есть и другие дополнительные запросы, например намерение выбрать один наиболее подходящий проект.
Еще сложнее картина с Индией. Как страна, ставшая неофициальным членом ядерного клуба, Индия не является участником Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), хотя его она, по утверждению Дели, соблюдает. В этом качестве Индия подпадает под экспортные ограничения, установленные организацией стран – поставщиков ядерных технологий. Каков тут выход, видимо, знает госсекретарь США Кондолиза Райс. В ходе апрельского визита в Индию она пообещала индийцам позаботиться об их энергопотребностях, если они откажутся от планов строительства газопровода из Ирана. Пока неизвестно, что она имеет в виду: возможность ослабления ограничений для Индии или, наоборот, присоединение Индии к ДНЯО в качестве непременного условия сотрудничества. Эта загадка, видимо, должна заинтересовать других членов организации поставщиков. За Китаем и Индией неизбежно потянутся другие страны.
Новая ядерная гонка – на сей раз за мирным энергетическим атомом – оживляет старые призраки и ставит перед Россией новые проблемы. В числе призраков – возможность того, что мирный атом может в той или иной степени стать зонтиком для атома военного. Иными словами, возрастает важность контроля за соблюдением ДНЯО и даже, возможно, возникла необходимость устранения прорех в этом договоре, которые выявились в последнее время. Самая явная из прорех: возможность использования процесса производства ядерного топлива для наработки расщепляющихся веществ военного назначения – плутония и оружейного урана. Не менее важна проблема более полного, чем в прошлом, учета угрозы природе. Наконец, проблема переработки и захоронения отработанного топлива приобретает все возрастающую важность.
Очевидна дилемма: новая ядерная гонка может сорвать имеющиеся предохранители на пути военных программ и экологической угрозы, а может дать толчок принципиальным решениям, направленным на укрепление режима нераспространения и защиту природы.
По всем этим проблемам России предстоит определиться как стране – производителю и экспортеру ядерных технологий, одной из участниц соответствующей организации, как одному из государств, подписавшему ДНЯО, наконец, одному из постоянных членов Совета Безопасности ООН, несущих особую ответственность за международную безопасность.