В минувшие выходные президент Владимир Путин самолично убеждал сначала группу американских, а затем и немецких бизнесменов активнее сотрудничать с Россией. То, что за дело привлечения внешних инвестиций взялся сам глава государства, говорит о первостепенной важности этой проблемы. Не буду вдаваться в конкретику сухих цифирей, характеризующих динамику внешних инвестиций в российскую экономику. Отмечу лишь, что эти показатели на сегодняшний день выглядят неутешительно. По уровню иностранных инвестиций Россия проигрывает не только Китаю, но и иным странам третьего мира. Проблема приобретает особую остроту еще и потому, что напрямую связана с престижем страны, с репутацией проводимых реформ.
Президенту пришлось в который уже раз убеждать представителей зарубежной бизнес-элиты в том, что Россия намерена совершенствовать правила игры на инвестиционно-экономическом поле. В то же время Владимир Путин был вынужден вернуться и к болевым точкам этого пространства, пообещав «укреплять судебную систему и банковский сектор┘ работать над укреплением прав собственников и совершенствованием защиты прав собственности». Не секрет, что перечисленные президентом позиции как раз и являются теми краеугольными камнями, которые серьезно осложняют взаимодействие реального сектора экономики с иностранными инвесторами. Об этом же говорилось и в опубликованных на днях докладах Всемирного банка и Организации экономического сотрудничества и развития, посвященных анализу российских реформ. В документах этих влиятельных международных организаций звучит мысль о том, что претензии России на звание рыночного государства не подкрепляются ни прозрачностью правовой системы, ни эффективной борьбой с коррупцией. Сделан также вывод о том, что правовые структуры политизированы и в зависимости от обстоятельств используются либо против бизнесменов, находящихся в конфликте с властью, либо закрывают глаза на противоправные деяния предпринимателей, так или иначе связанных с властью. Иными словами, декларируемые сверху правила игры для иностранных инвесторов в России работают со значительными сбоями, что означает крупные политические риски.
Казалось бы, наиболее громкие поводы для этих рисков уже остались позади. Фондовые рынки сумели от них оправиться, экономический рост продолжается. Однако при этом появляются новые поводы для нелицеприятных выводов о политических рисках инвестиционных проектов. Характерный пример – дело бывшего министра Адамова. Уже всем понятно, что лишь особые обстоятельства заставили российские надзорные органы возбудить уголовное дело в отношении бывшего чиновника – бизнесмена, потому что иначе за нас это сделали бы американцы. Ущерб от этой неловкой ситуации для престижа страны очевиден. Потенциальные иностранные инвесторы недоуменно качают головами: как можно иметь дело с экономикой страны, правовые институты которой действуют столь несогласованно? Масла в огонь добавил и скандал с делом бизнесмена Рожецкина. Это дело и вовсе превращается в хрестоматийный пример отпугивания иностранных инвестиций от российской экономики. Напомню вкратце его суть. Структуры, принадлежащие Рожецкину, заключили договор о продаже принадлежащего им блокирующего пакета акций сотовой компании «Мегафон» американскому фонду IPOC. Однако после произведенной покупателем полной предоплаты (а это десятки миллионов долларов) продавец вдруг продал акционерный пакет другому покупателю – российскому. Международные правовые инстанции уже дали юридическую оценку этому нашумевшему делу. По их мнению, совершено типичное мошенничество, которое должно быть наказано.
Конечно, сам по себе факт участия в этой международной афере российского бизнесмена – событие малоприятное, но не трагическое. В конце концов прецедентов предостаточно. Но беда в том, как отреагировала на эту историю отечественная правовая система, а также отдельные представители крупного российского бизнеса. Федеральный суд Швейцарии признал структуры, приобретшие спорный пакет акций, недобросовестным покупателем. За этой сдержанной формулировкой на самом деле кроется более чем серьезное обвинение, которое по силе разрушительного эффекта для инвестообразующего сегмента экономики можно сравнить разве что со скандалом о пропаже миллиардов МВФ в 1998 году. Ведь на кону стоит вопрос о доверии к отечественному бизнесу. Но о каком доверии можно говорить, когда крупный российский холдинг на глазах теряет лицо, становясь приобретателем собственности на основании сделки с мошенником?
Оговорюсь при этом, что российским правосудием бизнесмен Рожецкин пока еще не признан виновным. И в качестве реакции отечественных правовых институтов на это громкое дело – еще одна проблема, имеющая инвестиционный привкус. После долгих мытарств уголовное дело в отношении гражданина Рожецкина по заявлению главы фонда IPOC в конце прошлого года все же было возбуждено, затем, однако, оно перекочевало из одного правоохранительного органа в другой. Но как выяснил член комитета по безопасности Госдумы депутат Николай Павлов, в конце мая было подготовлено постановление о его прекращении. Что более могло скомпрометировать отечественную правовую систему в глазах западных инвесторов, чем попытка спустить на тормозах дело, которое уже получило и широкий общественный резонанс, в том числе и за рубежом, и однозначную юридическую оценку?
Сейчас уже известно, что постановление о прекращении дела Рожецкина в конце концов было признано необоснованным. После того, как расследование этого дела взяли на контроль депутаты Госдумы и общественная группа, в состав которой посчитали своим долгом войти и мы с видным экспертом Международной антитеррористической тренинговой ассоциации Олегом Нечипоренко, ситуация поменялась. Расследование продолжается, появились сообщения о готовящихся международных поручениях в рамках этого дела по линии Интерпола.
Но сам факт того, с каким скрипом работает наша уважаемая правовая система, какие тяжелые сбои она дает при обеспечении тех самых прав собственников, о которых говорил на встрече с американскими инвесторами президент Владимир Путин, настраивает на пессимистический лад. Критическая масса, компрометирующая российские реформы, уже накоплена. «Проблема Рожецкина» в определенных кругах, отвечающих за принятие инвестиционных решений в отношениях с Россией, уже превратилась в нарицательное обозначение всей той правовой неразберихи с коррумпированным душком, которая плотной паутиной опутала отечественную экономику.