Валентин Юдашкин сделал свой выбор.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
Вчера в целом ряде СМИ опубликовано письмо деятелей культуры, науки и представителей общественных организаций с одобрением приговора владельцам ЮКОСа Ходорковскому и Лебедеву. Известные артисты, музыканты и космонавты сообщили, что считают такой приговор справедливым и что сомневающиеся в этом вердикте не уважают общество. Как удалось выяснить корреспондентам «НГ», письмо было составлено еще месяц назад, подписи собирали активисты Союза пенсионеров России, а большинство подписантов входят в «Единую Россию» или в число ее сторонников. Так что речь идет о хорошо организованном и спланированном политическом действии.
═
Следы ведут к пенсионерам
═
Евгений Клячин, президент Федеральной нотариальной палаты, рассказал «НГ», что подписал это письмо еще две недели назад. «Насколько я знаю, с инициативой выступил Союз пенсионеров, – сообщил Клячин. – Но для меня не столь важно – кто готовил текст, потому что я не просто подписывал то, что принесли. Я тоже принимал участие в подготовке этого обращения. Мне кажется, в нем в достаточной концентрации выражена позиция людей, которые понимают, что правовое государство – это не лозунги, что оно должно реализовываться на практике. И что люди, поднимающие ажиотаж вокруг дела, дискредитируют правовое государство. Я говорю как бывший судья: одно доказательство может изменить всю картину, и объективно оценивать всю их совокупность может только суд».
Актер и режиссер Борис Токарев, которому тоже предложили поставить автограф люди из Союза пенсионеров России, объяснил «НГ», почему согласился это сделать. По его словам, в силу того, что он является вице-президентом Гильдии актеров кино России, «у нас колоссальная проблема с нашими старыми актерами-пенсионерами», и поэтому Гильдия поддерживает тесные контакты с Союзом пенсионеров России. Что же касается существа письма, то Токарев считает, что необходимо как-то упорядочивать жизнь в стране и надо с кого-то начинать.
По его словам, «всегда первое дело вызывает негативную реакцию, тем более что у нас всех, к сожалению, существует ген тех страшных вещей, которые существовали в 1937 году». На взгляд режиссера, «когда сотни моих товарищей живут в нищете и нет даже денег для того, чтобы человека отправить в больницу, – как я должен к этому относиться?»
О причастности Союза пенсионеров к подготовке этой депеши говорили и другие подписанты. В Доме моды «Валентин Юдашкин» «НГ» сообщили, что текст письма некоторое время назад принес председатель Центрального правления Союза пенсионеров России Борис Панов. Он предложил, в случае если Юдашкин согласен с его основными тезисами, подписать его. «Мы с основными тезисами были согласны», – лаконично ответил на все наши последующие вопросы сотрудник Дома моды, пожелавший остаться неназванным.
Сам же знаменитый модельер говорить отказался, сославшись на занятость. Актриса Светлана Врагова также сообщила «НГ», что ей лично звонил Борис Панов.
═
Партийные подписанты
═
Правда, трудно поверить, что на зов не слишком известной общественной организации могло откликнуться так много знаменитостей. Гораздо легче это было бы сделать организации, где многие из них состоят. А именно партии «Единая Россия» и совету ее сторонников. Так, в политсовет ЕР входят певец Александр Буйнов, депутат Франц Клинцевич. Врач Лео Бокерия, актриса Лидия Вележева и спортсменка Галина Горохова состоят в политсовете московского отделения партии. Партбилеты имеют гимнастка Алина Кабаева, балерина Анастасия Волочкова, певица Надежда Кадышева, ректор Московского лингвистического университета Ирина Халеева, адвокат Гасан Мирзоев, фигуристка Ирина Роднина, режиссер Борис Токарев.
В Консультативный совет общественных объединений при «Единой России» из подписавших документ входят Российский союз молодежи, Союз «Чернобыль» России, Союз семей военнослужащих России.
Кстати, недавно в исполкоме «Единой России» прошла ротация. Теперь за пропагандистскую работу в партии в качестве зампреда Центрального исполкома отвечает известный политтехнолог Константин Костин. Он некогда работал в структурах ЮКОСа, а потом вместе с женой Ольгой переместился в стан основных оппонентов компании: Костина стала главным свидетелем обвинения по делу против Алексея Пичугина. Но сам Костин свою причастность к публикации в «Известиях» отрицает.
По его словам, о письме он узнал вчера из «Известий», а никого из подписантов он лично не знает. Как заверил «НГ» руководитель Информцентра «Единой России» Илья Киселев, информационный центр партии в этом участия также не принимал, «хотя подобная информация обычно проходит через нас».
═
Подписанты вне досягаемости
═
Большинство людей, поставивших автографы под этим воззванием, вчера были недоступны для комментариев: одни, как Владислав Третьяк, уехали за границу, другие, как президент Союза «Чернобыль» России, – в командировке по регионам. «Вне зоны досягаемости» в один момент оказались подавляющее большинство подписантов. Директор Института российской истории РАН Андрей Сахаров, как сообщили его помощники, находится несколько дней за границей. Председатель Союза театральных деятелей Александр Калягин находился, как сообщили его домашние, «вне Москвы», но на оставленное на его мобильном телефоне сообщение с просьбой перезвонить так и не откликнулся. Не было в Москве и Александра Буйнова, и многих других.
Те, кого удавалось застать дома, говорили, что очень спешат, и отвечали буквально скороговоркой. Лидия Вележева, актриса Театра им. Вахтангова, заявила «НГ», что у нет ни секунды времени и она срочно куда-то убегает: «Я сейчас не могу с вами говорить! Меня не будет в Москве до 2-го числа! Все, что я хотела сказать, – все отражено в письме!» Другая представительница искусства – балерина Анастасия Волочкова от комментариев на тему письма отказалась.
Некоторые сообщили, что вообще не помнят, как попало к ним это письмо. Среди таких оказался директор Музея ГУЛАГа Антон Антонов-Овсеенко: «Примерно дней 10 назад кто-то ко мне пришел в музей. Вроде бы организация пенсионеров какая-то... Я практически слепой. Ко мне каждый день приходят какие-то люди. Показали мне письмо. Сказали: «Нам бы хотелось, чтобы вы прочитали и присоединились к нам». Я не совсем был согласен. Я бы по-другому написал. Но в принципе письмо это правильное. Так, как Ходорковский поступал, делали многие. Их всех судить надо». А тренер по фигурному катанию Елена Чайковская на все вопросы «НГ» отвечала так уклончиво, как будто дело происходило на допросе: «Я там все написала. Что я сказала, то сказала».
═
По заказу свыше
═
«Эта верноподданническая инициатива, отвечающая настроениям большей части населения страны», – считает гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин. Что касается причин участия Союза пенсионеров в этом проекте, то «подобные организации – чисто технологические в пиаровском смысле и, не обладая никаким серьезным политическим весом, являются вывеской для проведения тех или иных пиар-проектов».
═
Как это делалось в СССР
═
«Известия», 30 января 1937 года. Герои Советского Союза А.Ляпидевский, В.Молоков, И.Доронин, М.Водопьянов
«Закончился судебный процесс диверсантов, террористов, шпионов, поджигателей, убийц, подлых изменников и продавцов родины (...)
Все дни процесса трудящиеся нашей дорогой цветущей родины с напряженным вниманием следили за судебным разбирательством. Какие жуткие картины вставали перед нашими глазами, когда эти бандиты перечисляли все свои отвратительные, вопиющие преступления (...)
Мы приветствуем решение пролетарского суда. Расправившись с врагами, мы должны помнить, что осколки разбитого вдребезги могут еще себя проявить. Не все негодяи выловлены. Выше бдительность, товарищи!»
«Правда», 4 марта 1938 года. Академик Л.А.Орбели, академик А.А.Ухтомский, заслуженный деятель науки проф. Н.Н.Аничков, заслуженный деятель науки проф. А.Д.Сперанский, заслуженный деятель науки проф. А.Вишневский, проф. Л.Андреев (...) и другие.
«...Раскрытые органами НКВД, подлые изменники нашей великой советской родины, гнусные предатели великого советского народа руководствовались планами, разработанными иностранными разведками, и прямыми указаниями Иуды–Троцкого. Они тщетно намеревались помешать победоносному строительству социализма в нашей стране, они хотели повернуть нашу страну вспять к капитализму (...)
Смерть этим убийцам! Уничтожить с корнем всю банду...»
«Правда», 3 марта 1938 г. Михаил Кольцов.
«Когда встают прохвосты, которых судебный язык корректно называет подсудимыми, когда они встают и начинают, то с прибитым видом кающихся грешников, то с циничной развязностью кающихся негодяев, подробно рассказывать о своих чудовищных деяниях, – хочется вскочить, закричать, ударить кулаком по столу, схватить за горло этих грязных, перепачканных кровью мерзавцев, схватить и самому расправиться с ними. (...)
(...) Ведь то, что хотели совершить эти чудовища, им не удалось. Преступная рука, занесенная над страной, над народом, эта страшная лапа перешиблена, повисла бессильно и будет обрублена начисто. Наш народ, крепкий, свободный, будет и дальше строить новую счастливую жизнь».