0
1259
Газета Политика Интернет-версия

27.06.2005 00:00:00

Не за курятину в тюрьме сидели

Тэги: путин, сша, германия, инвестиции


путин, сша, германия, инвестиции Американские инвесторы остались довольны рассказом о российской экономике.
Фото ИТАР-ТАСС

Все минувшие выходные Владимир Путин на своей исторической родине встречался с влиятельными бизнесменами из США и Германии. Речь на обеих встречах шла по сути об одном: напрямую спросить у акул капитализма, что мешает им вкладывать деньги в российскую экономику. Субботнюю встречу с американцами в своей питерской резиденции – Константиновском дворце – глава России начал в атакующем стиле. «Не за курятину в тюрьме сидели», – выдал новый афоризм Путин, напоминая о многолетнем отказе США отменить поправку Джексона–Вэника. Это, по словам главы государства, расстраивает даже тех, кто боролся за выезд евреев из СССР. Поправку пытаются привязать к какой угодно проблеме, включая поставки мяса птицы, отметил Путин, «но нельзя любой вопрос доводить до абсурда».

 

Грефу поручено удвоить товарооборот с Америкой

 

Президент сразу взял быка за рога. Ситуация в стране, сказал он, стабильна и в политическом, и в экономическом плане. Золотовалютные резервы растут, ВВП увеличивается на 7% в год – не хуже, чем в среднем по планете. Внешний долг, наоборот, уменьшается. Инфляция тоже, «несмотря на то, что, к моему сожалению, правительство не всегда справляется с заданными параметрами». В США мы уже сейчас поставляем 7 миллионов тонн нефти в год. А можем – при освоении новых месторождений и улучшении транспортировки – в разы больше: «без дополнительных инвестиций США могли бы импортировать 50 миллионов тонн ежегодно». Тем временем товарооборот Соединенных Штатов с Канадой и Китаем до сих пор в несколько раз больше, чем с Россией. Этот показатель, посетовал наш президент, «крайне низок», и его надо хотя бы удвоить (видимо, вслед за нашим ВВП). И тут, конечно, надо поработать министрам торговли двух стран: «к концу месяца мы с Джорджем Бушем ждем от них доклад о плане действий».

Когда прозвучало слово «план», западные журналисты переглянулись. Потом корреспондентка одной из немецких газет пояснила мне, что ее коллеги всегда удивляются, почему российские руководители так любят говорить о планировании. Применительно к американской торговле это звучит особенно смешно. Путин тут же показал, что владеет и более современной терминологией, выразив пожелание, чтобы Россия из нетто-экспортера капиталов поскорее превратилась в нетто-импортера. В переводе на обиходный – капиталы по-прежнему бегут из России, а надо, чтобы было наоборот. Из уст главы государства прозвучало еще одно незатертое словосочетание: мы будем оказывать западному бизнесу всяческую поддержку, «в том числе разбюрокрачивать решения».

 

Акул капитализма прельстили балетом

 

Сразу стольких глав крупнейших корпораций (см. справку) Путин пригласил в Санкт-Петербург впервые: раньше похожие встречи проходили все больше на выезде, да и собеседники были не такого масштаба. Журналисты гадали: почему президентская администрация выбрала именно этот состав. Ведь по нему можно судить и о некоторых принципах внешней политики – по крайней мере в экономической сфере. Почему, например из нефтяных корпораций позвали ConocoPhilips, но не пригласили представителей ExxonMobil и ChevronTexaco? Только потому, что два последних в свое время проявили нелояльность, высказывая желание приобрести активы опального ЮКОСа? Впрочем, кремлевские чиновники заверяли, что список составляли руководители Citigroup. Ведь форум состоялся именно по инициативе председателя правления этой корпорации Сэнфорда Уэйлла – такую идею он однажды высказал на аудиенции у Путина. И действительно, как выяснил корреспондент «НГ», по меньшей мере 4 из 12 бизнесменов, пришедших в Константиновский дворец, входят в совет директоров или другие руководящие органы Citigroup. Многие заметили, как после заседания руководитель одного из департаментов Citigroup Майкл Клейн задержался у дверей Мраморного зала и о чем-то оживленно беседовал с Германом Грефом и Дмитрием Медведевым. В то время как шеф Клейна Сэнфорд Уэйлл отвечал – как бы от лица всего американского бизнеса – на вопросы журналистов. В общем, это мероприятие стало, помимо прочего, демонстрацией тесного партнерства между Кремлем и Citigroup (или послужило хорошим поводом для начала такой дружбы).

Возник и еще один вопрос: почему для встреч с заграничным бизнес-сообществом выбран именно Санкт-Петербург – где, кстати, всего 10 дней назад президент участвовал в Международном экономическом форуме? Может быть, закладывается новая традиция: отныне в Москве Путин занимается политикой, а в Питере – экономикой? Это и есть долгожданное разделение функций двух городов? Кремлевские чиновники на такие вопросы лишь разводили руками: чем вам не нравится Питер? Он, мол, стал реальным деловым центром, а на Ленинградскую область вообще льется инвестиционный дождь.

Однако ларчик открывался проще. Когда тот же вопрос корреспондент «НГ» задал Герману Грефу, министр сообщил, что в городе на Неве как раз финиширует фестиваль «Звезды белых ночей», где во всем блеске представлены балет и опера двух столиц. А сразу после деловой части наши политики и американские бизнесмены едут в Царское Село, где проходит гала-концерт с участием, как сказал Греф, «лучших артистов». Видимо, организаторы мероприятия не были до конца уверены, что по зову Путина и Citigroup в Россию приедут такие киты, как Руперт Мэрдок и Роберт Крафт, и подстраховались еще одной приманкой.

Кстати, американцы прибыли в Питер еще в четверг и несколько дней услаждали свой слух на вечерах классической музыки. О чем не преминул сообщить Сэнфорд Уэйлл, который на правах организатора говорил первым после Путина. Сразу после этих слов прессу вывели – видимо, принимающая сторона не была уверена, что гости будут в таком ключе говорить о нашем инвестиционном климате.

 

Мэрдоку светит доля в НТВ

 

Встреча с бизнесменами была рассчитана на два часа, но длилась больше трех. Когда Путин появился в окружении американских инвесторов перед журналистами, он находился в полном восторге. Его радость, впрочем, вызывалась не заманчивыми предложениями гостей, а их скромным подарком. Президент крутил в руках и как бы ненароком предъявлял журналистам блестящую, искрящуюся под лучами софитов штуковину – огромный перстень. Как потом сообщили знающие люди, подобные перстни вручают победителям американского футбольного турнира Super Bowl, а стоимость аналогичных образцов, выставленных в интернете, доходит до 5 тыс. долл.

Итоги встречи Путин комментировать не стал. К прессе подошли Руперт Мэрдок и Алан Белда (глава Alcoa Inc), но роль споуксмена была возложена на Сэнфорда Уэйлла. Его сразу атаковали вопросами о ЮКОСе. «Я много раз обсуждал проблему ЮКОСа, – несколько раздраженно ответил Уэйлл. – Я надеюсь, что применительно к зарубежному банковскому сообществу решение проблемы ЮКОСа можно обдумать и его можно найти». Но на встрече с Путиным о ЮКОСе, по словам Уэйлла, речи не шло. А на вопрос «НГ», говорилось ли о свободе слова, Алан Белда ответил, что политические темы вообще не обсуждались. Тем не менее говорили не только об экономике. «Главное для инвесторов, – пояснил Уэйлл, – понимать правила игры, знать, чего ожидать от судебной системы, от налоговых органов России. Тогда у них появится необходимая уверенность».

Герман Греф, которого журналисты взяли в плотное кольцо уже на улице, возле его машины, признался, что действительно проблемой номер один для американцев оказалась российская судебная практика. Поскольку телекамер поблизости не было, министр немного подробнее сообщил и о других претензиях гостей. Они жаловались, что нормального доступа на российский рынок по-прежнему нет: он монополизирован, законодательство запутано, все забюрокрачено. Скажем, International Paper хочет развивать нашу лесную промышленность и инвестировать в Ленинградскую область. Но с лицензиями на такую деятельность возникают колоссальные сложности. United Tehnologes интересуется нашим авиапромом, субсидирует «Пермские моторы» – но входить в долю предприятия ему не дают, ссылаясь на национальную безопасность. Timshen Spare Properties не прочь вложиться в строительный бизнес Москвы. Но получить права на землю в столице – задача непосильная.

Руперт Мэрдок, кстати, выказал интерес к отечественному телевидению. Он спросил, собираются ли российские власти приватизировать медийные активы. Путин ответил, что ВГТРК приватизировать не планируется, а что касается медийных активов РАО «ЕЭС» и «Газпрома» – такие планы есть. То есть иностранцы могут в перспективе получить акции не только Ren ТВ, но и НТВ.

 

Санкт-Петербург


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1654
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1853
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1964
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4341

Другие новости