Нынешняя неделя в Москве ознаменована событиями, связанными с формированием новой системы безопасности на постсоветском пространстве. Саммиты лидеров государств, входящих в Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), проводились в Москве и раньше, однако открывающаяся сегодня сессия Совета коллективной безопасности ОДКБ отличается особой масштабностью и насыщенностью военных мероприятий, которые при активном участии России организуются на постсоветском пространстве.
Москва медленно, но уверенно дистанцируется от контактов на общем уровне СНГ и все больше внимания уделяет сотрудничеству со странами, которые являются ее основными союзниками. Уже не секрет, что Кремль поддержал инициативу Казахстана о закрытии Штаба по координации военного сотрудничества (ШКВС) государств – участниц СНГ. Решение на этот счет будет принято в Казани в августе, но уже сейчас руководителям ШКВС готовят новые должности. Пока неясно, какое новое место службы предложат начальнику штаба ШКВС генералу армии Владимиру Яковлеву, но вчера первым заместителем начальника объединенного штаба ОДКБ назначен генерал-полковник Иван Бабичев (он был первым заместителем Яковлева). С этого дня представители России по принципу ротации принимают от Казахстана полномочия председательствующего в Организации Договора о коллективной безопасности. И это тоже неплохое обстоятельство для Минобороны РФ.
Москва под флагом ОДКБ намерена нарастить свои войсковые группировки в Центральной Азии, Закавказье и на западе СНГ. Заметим, что это наращивание произойдет почти в тех же границах, что раньше называлось «оборонным пространством СНГ». Последнее все эти годы курировал ШКВС. Но серия оранжевых революций и отказ ряда стран Содружества от военного сотрудничества с Москвой создают совершенно иную (все менее выгодную России) военно-политическую обстановку на постсоветском пространстве. Грузия, Молдавия и Украина рвутся в НАТО. Наращивает свои контакты с альянсом и в первую очередь с США Азербайджан. Непонятно, как себя поведет Киргизия, где в ближайшее время будет избран новый президент страны.
Фактически постсоветское пространство разделилось на два полярных лагеря – государств, лояльных России, и так называемых стран-атлантистов. Организация, которая дистанцируется от ОДКБ и называется ГУУАМ, лишь отчасти воплощает в себе суть военных противоречий, которые складываются сегодня на территории бывшего СССР.
Скажем, нейтральная Туркмения воздерживается от активного военно-технического сотрудничества с Россией, однако смело контактирует с оборонными предприятиями Украины и Грузии. Не разделяет многих идей России и ОДКБ Узбекистан, который в 1999 году вышел из этой организации и вступил в ГУУАМ. Правда, в этом году Ташкент, видимо, по причине боязни «оранжевой заразы» от участия в ГУУАМ отказался, но какими будут дальнейшие шаги Узбекистана, неизвестно.
Можно только порадоваться, что на саммите в Москве наконец-то будут подписаны документы о создании эффективной единой системы ПВО в рамках ОДКБ, но заметим, что эта система фактически существует с 1995 года. И хотя в нее входят 10 стран, фактически на всех учениях средств воздушной обороны Содружества были задействовали только ПВО государств – союзников России. Хотя этот термин – «союзники» – тоже требует оговорок и пояснения.
Даже в рамках ОДКБ у стран – участниц этой организации есть значительные военно-политические противоречия. Скажем, Казахстан при неудовольствии России активно наращивает свою военно-морскую мощь на Каспии. Узбекистан, к примеру, под явным давлением Минобороны РФ запретил полеты тяжелых самолетов США с базы Ханабад (Кашкадарьинская область) в Афганистан. Однако это право тут же предоставила Пентагону Киргизия. Нынешние руководители Бишкека очень осторожно высказываются по поводу возможного размещения на Юге страны еще одной военной базы под флагом ОДКБ. Видя такую позицию, даже дипломатичный генсек организации Николай Бордюжа тут же заявляет о том, что это крайне нецелесообразно и неэффективно. Тогда спрашивается: зачем же ОДКБ нужна военно-воздушная база в Канте?
Известна критическая позиция Москвы и по отношению к оккупационным войскам в Ираке, однако это не помешало Армении и Казахстану направить туда свои воинские контингенты. То есть Россия не в силах помешать контактам своих союзников с другими странами.
Судя по всем этим обстоятельствам, уже сейчас можно сделать вывод, что военная организация ОДКБ может пойти «порочным путем» уволенного в запас ШКВС. Ситуация объективно складывается так, что ряд стран ОДКБ, в первую очередь Казахстан, Киргизия, а отчасти даже Таджикистан, имеют различные, чем у России, военно-экономические и геополитические интересы. Смена лидеров в этих государствах может способствовать и смене внешнеполитических курсов и союзников в этих странах.