В преддверии летних отпусков Институт психологии РАН задал нашим ученым два «социальных» вопроса, не имеющих прямого отношения к науке, однако имеющих непосредственное отношение к психологическому состоянию ее представителей: «Как по-вашему, кому сейчас «на Руси жить хорошо?» и «Верите ли вы в то, что в обозримом будущем наступят времена, когда «на Руси будет жить хорошо» тем, кто этого заслуживает?»
Полученные данные демонстрируют, что традиция, подмеченная еще в некрасовские времена, жива и поныне – по крайней мере, в восприятии ученых. Нет ни одной социальной группы, которой «жилось бы хорошо» в видении более 50% опрошенных, т.е., по их мнению, всем сейчас живется неважно, хотя и в разной степени. (Сумма ответов превышает 100%, так как каждый имел право выбрать несколько вариантов). Давались и такие ответы, как: «всем жить не очень хорошо – по разным причинам», «в целом плохо всем» и т.п. Даже олигархам и рок-звездам «живется хорошо», по их мнению, соответственно лишь 29% и 14% из списка опрошенных. И, если применительно к первым, видимо, дает о себе знать печальная участь
Ходорковского, то применительно ко вторым и ряду других социальных групп, считающихся благополучными, позиция респондентов мало понятна. Впрочем, в отношении и тех, и других, и прочих обозначенных на гистограмме категорий населения делались такие уточнения, как: «они на Руси не живут» – очевидно, с намеком на их постоянное перемещение по всему миру, тенденцию вывозить свои капиталы и своих отпрысков за рубеж и т.п.
Вместе с тем, на фоне преобладания формулы «всем живется неважно» обозначилась и социальная группа, которая в восприятии ученых все же живет лучше других – чиновники, «живущие хорошо» с точки зрения 42% респондентов. И это несмотря на то, что их доходы, в том числе и теневые, не сопоставимы, скажем, с доходами олигархов, и к тому же их, как и олигархов, по наблюдениям опрошенных, «тоже сажают». Иногда, правда, делались такие уточнения, как: «жить хорошо чиновникам, но только высокого ранга», проливающие свет на представления о наибольшем благополучии именно данной категории населения.
В качестве «кого-либо еще», т.е. не указанных в предложенных респондентам вариантах ответа категорий населения, которым в современной России «жить хорошо», наиболее часто фигурировали «бизнесмены», «финансовая элита», «номенклатура, успевшая устроиться», «новые русские», «путаны и сутенеры», а также просто «жулики», «нечестные люди» и т.п.
Заслуживают упоминания и те 2% опрошенных, по мнению которых «хорошо живется» и ученым, что выглядит парадоксально, но становится понятным благодаря высказываниям «хорошо жить тем, кто занимается любимым делом», «порядочным людям жить тяжело, но хорошо» и др., переносящим понятие «хорошей жизни» из материальной в психологическую плоскость.
Ответы на второй вопрос, в общем эквивалентный вопросу о том, возможна ли у нас в обозримом будущем долгожданная социальная справедливость, продемонстрировали, что отечественным ученым, несмотря на то положение, в котором они оказались, свойственен социальный оптимизм. Верит в ее наступление, причем, подчеркнем, в обозримом будущем, 43% опрошенных, не верит – 36%, не дали однозначного ответа 21%.
В целом же налицо сочетание пессимизма отечественных ученых в отношении настоящего и оптимизма в отношении будущего России. Значительная их часть верит в то, что времена, когда «на Руси будет жить хорошо тем, кто этого заслуживает», не за горами.
А в отношении нынешней России нередко высказывалась уверенность в том, что происходящее в ней – «историческая несуразность», и «все это должно скоро закончиться». Или наши ученые слишком наивны?