В последнее время президент так называемой Чеченской республики Ичкерия, то есть официальный лидер чеченских сепаратистов Абдул-Халим Садулаев, совершил несколько значительных действий – разного рода, но тесно связанных между собой.
Своим указом он назначил вице-президентом Ичкерии полевого командира Доку Умарова, который до этого был министром госбезопасности самопровозглашенной республики и командующим Юго-Западным фронтом сепаратистских сил.
Садулаев выступил с проповедью в мечети селения Дышне-Ведено Веденского района Чечни, призвав всех мусульман внести «посильный вклад в дело освобождения чеченской земли от российских оккупантов».
И, наконец, Садулаев дал интервью арабской газете «Аль-Аман», в котором заявил, что руководство сепаратистов не видит мирных путей прекращения войны, и подчеркнул, что после смерти Аслана Масхадова единство в рядах сепаратистов «только еще более усилилось».
Это утверждение вызывает некоторые вопросы.
Во-первых, неясно, доволен ли своим назначением Доку Умаров. После того как в результате спецоперации федеральных сил был убит тогдашний президент Ичкерии Аслан Масхадов, Умарова считали одним из наиболее вероятных его преемников. Однако президентом стал Садулаев, освободив должность вице-президента, как теперь выясняется, для Умарова. Удовольствуется ли этим Доку Умаров, один из наиболее влиятельных сепаратистских командиров, ближайший сподвижник Шамиля Басаева?
Возникает еще один вопрос: кто его на самом деле назначил – Садулаев или как раз Басаев? Существует версия, что Абдул-Халим Садулаев – президент в значительной степени виртуальный. А политику, стратегию сил сеператистов определяет Шамиль Басаев. По этой версии, Басаев не попытался сам стать президентом Ичкерии, потому что планирует стать лидером антироссийского сопротивления на всем Северном Кавказе. Чечне в этих планах отводится роль лишь одного из «фронтов». Если это так, то Умарову, видимо, вполне по силам этот «фронт» возглавить.
То, что Басаев остается центральной и весьма самостоятельной фигурой, подтверждает и отведенное ему место в интервью Садулаева газете «Аль-Аман». Именно говоря о Басаеве, Садулаев счел нужным подчеркнуть, что в рядах чеченского сопротивления «нет оппозиционных групп» и «ни одно подразделение не действует само по себе или в противоположном направлении». А упомянутую проповедь в мечети Садулаев произнес не где-нибудь, а именно в Дышне-Ведено – родовом селении Шамиля Басаева.
Можно ли считать наличие двойного центра в руководстве Ичкерии свидетельством разногласий в руководстве сепаратистов, трудно сказать. В любом случае федеральное руководство может попытаться вбить здесь клин.
Пока же разногласия возникли в политической верхушке законной и признанной Москвой Чеченской Республики.
Глава правительства Чечни Сергей Абрамов и председатель Госсовета Таус Джабраилов направили в администрацию президента РФ письмо, в котором жалуются на бывшего вице-премьера республики Бислана Гантамирова, который, по их словам, развернул «кампанию клеветы на Героя России, первого вице-премьера чеченского правительства Рамзана Кадырова».
А Гантамиров жалуется, в свою очередь, на Рамзана Кадырова. В письмах к заместителю главы администрации президента Владиславу Суркову, директору ФСБ Николаю Патрушеву и полпреду президента Дмитрию Козаку Гантамиров обвиняет кадыровцев в вымогательстве и разбойном нападении на свой родовой дом в селе Гехи, в котором проживает его брат. Гантамиров убежден, что подоплека этих событий политическая – его хотят заставить отказаться от участия в выборах в чеченский парламент, которые должны пройти в ноябре.
Самое примечательное в этой ссоре то, что ее участники дружно жалуются друг на друга не мусульманским духовным лидерам, не правозащитникам и не в международные организации. Политики ЧР шлют челобитные с просьбой рассудить, наказать виноватых и наградить правых в Москву – в Кремль и на Лубянку. Жаль, что пока не приходится ожидать, что в ту же инстанцию обратятся за разрешением своих конфликтов руководители Ичкерии.