Адвокаты Михаила Ходорковского и Платона Лебедева провели вчера встречи с журналистами в Москве и Берлине. На брифинге в московском пресс-центре Ходорковского на Покровке Генрих Падва, Юрий Шмидт, Антон Дрель и Константин Ривкин критиковали ход судебного следствия и сообщили, что рассмотрение кассаций в Мосгорсуде может затянуться до октября. А в рамках подготовки программы обсуждений на 5-м Международном литературном фестивале в германской столице (6–17 сентября с.г.) канадский адвокат Ходорковского Роберт Амстердам провел в берлинском Доме литературы свою пресс-конференцию. Амстердам призвал ЕС и, в частности, Германию «выступить в поддержку верховенства закона в России».
Генрих Падва, сразу оговорившись, что всегда ограничивает себя в критике суда, заявил, что «рассматривать этот приговор с юридической точки зрения затруднительно». «Этот приговор – попытка внесудебной расправы именем суда, – сказал он. – Это юридически не обоснованный документ». По его словам, во время процесса обвинению не удалось представить суду доказательства вины Ходорковского и Лебедева. «Ни один свидетель, ни один документ не подтвердили их причастность к инкриминируемым им событиям», – считает адвокат.
Адвокаты также подчеркнули, что суд не дал оценку доказательствам, представленным защитой. «За всю свою более чем 40-летнюю адвокатскую практику я не припомню случая, чтобы результаты судебного следствия никак не повлияли на вывод суда, не внесли вообще никаких корректив в ранее предъявленное обвинение», – сказал адвокат Ходорковского Юрий Шмидт. Генрих Падва поддержал коллегу. По его словам, суд доказательства защиты не опровергал, а «просто игнорировал». «Суд ограничился фразой о том, что «критически воспринимает» представленные защитой доказательства, а потому не может принять их во внимание», – подчеркнул адвокат.
Генрих Падва также изложил соображения, касающиеся определения Мещанского суда о прекращении уголовного дела по обвинению в завладении акциями ОАО «Апатит». По словам адвоката, «для защиты было принципиально важно доказать несостоятельность обвинений по первому и основополагающему эпизоду». Падва сообщил, что на многочисленные ходатайства защиты прекратить дело за истечением срока давности суд отвечал отказом, «идя на поводу у обвинения, которое собиралось доказать, что срок не истек». «И вдруг во время прения сторон обвинитель говорит, что срок действительно прошел, поэтому дело в этой части надо прекратить, но вину все же признать, – сказал Падва. – Суд поступил так, как просил прокурор». По мнению Генриха Падвы, это постановление нарушает Конституцию, а также уголовно-процессуальное законодательство, поскольку «признать человека виновным суд вправе только в приговоре». «У меня вызывает невероятные затруднения обжалование этого нелепого документа, который неизвестно как оценивать», – резюмировал адвокат.
На вопросы, когда будет рассмотрена кассационная жалоба на приговор Мещанского суда, адвокаты отвечали неохотно. «По нашим примерным подсчетам, кассационные жалобы могут быть рассмотрены где-то в октябре, – сказал Генрих Падва. – Но гадать – дело неблагодарное, поскольку от наших судов можно ждать чего угодно». Адвокат также отметил, что Ходорковский и Лебедев намерены самостоятельно подать жалобы на приговор и последний день, когда они могут это сделать, – 17 июня.
Адвокат Юрий Шмидт, в свою очередь, раскритиковал те СМИ, которые «буквально через несколько дней после вынесения приговора на всех каналах продемонстрировали новые фильмы и ток-шоу о «злодее» Ходорковском». В распространенном Шмидтом заявлении говорится, что «представители государственных СМИ в течение всего времени судебного следствия вели массированную кампанию по очернению подсудимых». Адвокат особо подчеркнул, что сами осужденные не могут опровергнуть распространяемую информацию, «поскольку не просто лишены доступа к телевидению, но и заключены под стражу». Юрий Шмидт вспомнил о пропагандистских кампаниях в советских СМИ, сопровождавших судебные процессы как в 30 и 40-е годы прошлого столетия, так и в более поздней истории СССР. «В 60 и 70-е годы такую бешеную злобу у властей вызывали только Сахаров и Солженицын, единодушно представленные советской прессой как враги народа, предатели и политические отщепенцы... Скоординированная кампания по очернению Ходорковского воскрешает худшие моменты советской истории», – резюмировал адвокат.
В беседе с корреспондентом «НГ» адвокат Роберт Амстердам рассказал о своей пресс-конференции в Берлине:
– Я стал гостем Международного литературного фестиваля, который пройдет в Берлине в сентябре. Одна из главных тем, которые будут обсуждаться здесь, – Россия. Меня пригласили, чтобы поговорить о суде над Ходорковским, (отмечу, что, конечно же, это не было судом в традиционном понимании этого слова). Я объяснил суть дела и его значение. Суд проводился таким образом, чтобы представить Ходорковского в дурном свете. В новостях сюжеты о Ходорковском всегда ставили в окружении других процессов, связанных с терроризмом или чем-то негативным. Эта атака на Ходорковского стала настолько очевидна, что она уже возвращается бумерангом, и не только в Германии. Вновь активизировался интерес к этому делу и в России.
Я обвинил Германию в «конституционном демпинге». Другими словами, в этой стране, согласно 14-й статье Конституции, права на частную собственность признаются священными. Я спросил немцев, почему частная собственность в РФ не священна, как в Германии? Почему канцлер ФРГ приветствует разрушение прав частной собственности в РФ, при том, что подобного никогда бы не случилось в Германии?
Потом я говорил о том, что поддерживаю вступление РФ в ВТО и интеграцию России в Европу, поскольку мы должны интегрировать Россию и предоставить ей любую помощь, которая потребуется для достижения транспарентности в верховенстве закона. Затем я осудил немецкий бизнес за то, что тот принес в жертву права человека и верховенство закона.
На пресс-конференции присутствовали свыше тридцати журналистов. Любопытно, что на этом литературном фестивале меня попросили выступить перед людьми, с которыми мы никогда прежде не пересекались. Председатель фестиваля побывал в Москве и присутствовал на суде над Ходорковским, который произвел на него большое впечатление, прямо противоположное тому, что хотел создать Кремль. То есть иностранец, который симпатизировал Кремлю, побывал на судебном заседании и радикализовался.
– Что, по-вашему, ЕС и Германия, в частности, должны предпринять после суда над Ходорковским?
– У них есть обязательства по международным соглашениям выступить в поддержку верховенства закона в РФ и осудить насильственную экспроприацию ЮКОСа. Они должны следовать собственным законам и относиться к РФ с уважением. Последнее означает, что они должны обеспечить выполнение международных соглашений, в том числе и со стороны России. Настало время говорить об освобождении Ходорковского и выдаче компенсаций акционерам ЮКОСа.
– Вы считаете, что это произойдет?
– Да. Я абсолютно и искренне верю в то, что это произойдет.