0
876
Газета Политика Интернет-версия

15.06.2005 00:00:00

BP versus BP

Тэги: вр azerbaijan, нефтепровод, транспортировка


Руководство компании ВР Azerbaijan официально подтвердило, что не заинтересовано в дальнейшей транспортировке своей нефти по трубопроводу Баку–Новороссийск. Уже сегодня, 15 июня, ВР Azerbaijan, являющийся оператором Азербайджанской международной операционной компании (АМОК), планирует начать транспортировку нефти с принадлежащего ей контрактного месторождения «Азери» по железной дороге в грузинские порты на Черном море.

Официальную причину предстоящего полного отказа от услуг российской компании «Транснефть», владеющей трубой Баку–Новороссийск, озвучил президент ВР Azerbaijan Дэвид Вудворд. Выступая на прошедшей в Баку международной конференции «Нефть и газ Каспия», он объяснил принятое решение прежде всего «экономической целесообразностью». По словам Дэвида Вудворда, экспорт каспийской нефти по железной дороге в грузинском направлении для его компании намного выгоднее, так как обходится в среднем в 4–5 долл. за баррель, в то время как по маршруту Баку–Новороссийск – втрое дороже. С учетом этого компания ВР Azerbaijan и решила перевозить свою нефть в объеме около 40 тыс. баррелей в сутки в грузинские порты, сказал Вудворд. Однако полностью игнорировать российский маршрут ВР Azerbaijan пока не собирается. По словам Вудворда, еще какое-то время ВР Azerbaijan будет транспортировать по северному маршруту около 80 тыс. тонн нефти в месяц. «Но эта цифра может меняться в зависимости от того, как будет идти заполнение нефтью Основного экспортного трубопровода Баку–Тбилиси–Джейхан (БТД). А в него, как известно, требуется 10 млн. баррелей нефти», – заявил журналистам Дэвид Вудворд. По его словам, для ВР Azerbaijan приоритеты по транспортировке нефти распределяются следующим образом – в первую очередь это БТД, затем идут нефтепровод на Грузию Баку–Супса, Грузинская железная дорога и только потом – трубопровод Баку–Новороссийск.

Невыгодная для России тенденция прослеживается уже сейчас. Как сообщили «НГ» в ВР Azerbaijan, в январе–мае нынешнего года АМОК экспортировала в общей сложности 3 млн. 691,5 тыс. тонн своей нефти, при этом по трубопроводу Баку–Супса было перекачано 2 млн. 895,2 тыс. тонн нефти, а по трубопроводу Баку–Новороссийск – только 796,3 тыс. тонн. Еще больше разнятся (опять же не в пользу российского направления) показатели мая: экспорт нефти по трубопроводу Баку–Супса составил 612,4 тыс. тонн, по Баку–Новороссийск – 335 тыс. тонн нефти.

В российской компании ТНК–BP складывающуюся вокруг трубопровода Баку–Новороссийск ситуацию комментировать отказываются. Как сказал «НГ» пресс-секретарь компании Владимир Бобылев, ТНК–BP «не имеет никакого отношения» к работающей в Азербайджане структуре British Petroleum, а посему, мол, «тут и комментировать нечего». Попутно представитель ТНК–BP отверг утверждения многих азербайджанских экспертов о готовности российской компании в будущем использовать трубопровод Баку–Новороссийск в реверсном направлении – для поставок российской нефти в азербайджанском направлении. «Пока таких планов у руководства ТНК–BP нет», – сказал Владимир Бобылев.

По мнению авторитетного азербайджанского нефтяного эксперта Насруллы Балаева, окончательного решения об отказе от использования трубопровода Баку–Новороссийска скорее всего следует ожидать в конце ноября текущего года, когда в полном масштабе начнет функционировать БТД. В то же время, считает эксперт, это даст возможность Государственной нефтяной компании Азербайджана (ГНКАР) возобновить на первых порах экспорт своей нефти по северному, российскому маршруту. Кстати, недавно ГНКАР уже обратилась к российской стороне с предложением увеличить ежемесячную прокачку своей нефти по трубопроводу Баку–Новороссийск с нынешних 330 тыс. до 450 тыс. тонн в месяц.

Аналитики ГНКАР уверены, что скорого закрытия маршрута Баку–Новороссийск все-таки не будет. Ведь, согласно межгосударственной договоренности, официально об отказе от этого маршрута Баку должен предупредить российскую сторону не менее чем за год. «Скорее всего, – сказал «НГ» источник в ГНКАР, – в подобном уведомлении не будет никакой необходимости, и речь в итоге может идти только о снижении объемов экспортируемой нефти».

Однако подобный оптимизм разбивается о жесткие, и не только, экономические аргументы из заявления президента ВР Azerbaijan Дэвида Вудворда. Говоря о значимости проекта Баку–Тбилиси–Джейхан для США и Запада в целом, Дэвид Вудворд, в частности, отметил, что «это новый источник энергоресурсов, независимый от Ближнего Востока и России». По мнению президента ВР Azerbaijan, проект БТД открывает более выгодный и перспективный новый энергетический коридор Восток–Запад от Каспия и Центральной Азии, что позволит обойти перегруженные и экологически уязвимые турецкие проливы Босфор и Дарданеллы. В то же время трубопровод БТД и прибыли от него будут способствовать «укреплению независимости, развитию и сотрудничеству между государствами региона», заключил Дэвид Вудворд.

Анализируя складывающую вокруг северного маршрута ситуацию, азербайджанские эксперты в нефтяной сфере придерживаются мнения, что в конце года следует ожидать уже и политического решения руководства Азербайджана относительно экспорта азербайджанской нефти по трубопроводу Баку–Новороссийск. Во всяком случае, уже сегодня высокопоставленные чиновники в правительстве республики все чаще озвучивают мысль об экономической невыгодности северного маршрута.

Баку


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1807
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1132
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
831
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1115

Другие новости