Вчера на совещании в Кремле с ключевыми членами правительства Владимир Путин снова сделал акцент на финансирование «силовой составляющей страны». За последнее время Путин неоднократно говорил об этом с высшими чиновниками. «Я попрошу оперативно рассмотреть вопросы бюджета, касающиеся оборонного заказа и денежного довольствия военнослужащих», – приказал Путин главе Белого дома Михаилу Фрадкову всего две недели назад на совещании в Кремли. А не так давно Главковерх обсуждал вопросы гособоронзаказа и укрепления армии в узком составе Совбеза. Похоже, президент уже не скрывает, что финансирование армии становится для него темой номер один на ближайшие три года.
Совещание началось вполне будничным пожеланием к главе МИДа Сергею Лаврову: «Сергей Викторович, у вас было несколько международных встреч на местах. Попрошу вас рассказать об этих встречах». 1–2 июня во Владивостоке Лавров встречался с коллегами из Китая и Индии. Глава российского МИДа рассказал шефу, что в принятых на встрече документах определены принципы, которые страны разделяют на мировой арене. Основной принцип, как выяснилось, остался неизменным – «приверженность многополярному миру, в котором центральную роль играет ООН и в котором преобладают коллективные меры урегулирования региональных и глобальных проблем».
Ответ Лаврова Путина вполне удовлетворил. «Хорошо, спасибо. В этой связи, Герман Оскарович, на прошлой неделе в Санкт-Петербурге состоялся российско-китайский деловой форум...» «Владимир Владимирович, форум пройдет на этой неделе», – осторожно заметил глава Минэкономразвития. «Ну да, и чё вы там предполагаете обсудить?» – не моргнув глазом продолжил Путин. Глава МЭРТа перечислил несколько тем, среди которых была «организация неорганизованной торговли». «Челночная торговля продолжает быть актуальной», – объяснил Путину значимость обсуждаемой темы министр.
Президенту подумалось, что торгово-экономическая тема не совсем исчерпана, и если поговорили о Китае, то надо бы и Японию вспомнить. Тем более что Лавров там тоже недавно был. «Сергей Викторович, а в Японии вы обсуждали вопросы торговли?» – поинтересовался он у Лаврова. «В ходе визита обсуждался весь пакет документов, который готовится к вашему ожидаемому визиту в Токио в течение года. Их полтора десятка, и из них половина готова», – отчитался министр иностранных дел. «По некоторым направлениям, которые мы считаем весьма перспективными, учитывая возможности и преимущества двух государств, японцы пока сдержанно относятся, – объяснил Лавров сложности процесса согласования официальных документов. «Не испытывают большого энтузиазма договариваться по взаимодействию в космической сфере, – вздохнул министр. – Мы как могли объяснили им, что у нас здесь есть действительно хорошие возможности и это было бы взаимовыгодно». Зато японцы проявляют интерес к строительству нефтепровода Тайшет–Находка. По словам Лаврова, российская сторона дала японской стороне разъяснения о планах правительства. Японцы «о них помнят», «нефтепровод на восточное побережье существенно расширит возможности сотрудничества, и они проявляют к этому интерес».
«Надо этот интерес японцев конкретизировать, – дал указание президент Грефу. – И Христенко должен активизировать работу по конкретизации интереса, если он у японцев есть. Мы должны понимать, в чем этот интерес».
Вопросы к Грефу на этом не были исчерпаны: «Как идет работа по подготовке к празднованию 750-летия Калининграда?» Интерес у главы государства был совсем непраздный. Не исключено, что он и сам может появиться на торжествах в российском эксклаве в начале июля. Греф доложил, что подготовка идет на самом высоком уровне: «На этой неделе планируем выезд делегации правительства и проведение последнего заседания комиссии по празднованию 750-летия города».
От Калининграда беседа плавно перешла к встрече с бывшим японским премьером Иосиро Мори, которая, как сообщил Путин, должна состояться в ближайшее время. «Было бы неплохо, если бы он имел возможность обсудить проблемы с нефтепроводом, – сказал президент Грефу. – Вы с ним свяжитесь».
Когда японско-российскую энергетическую тему исчерпали, слово дали Алексею Кудрину. Глава Минфина сообщил, что правительство вносит в Госдуму поправки к бюджету 2005 года. «Параллельно проводим работу по подготовке бюджета 2006 года и трехлетнего финансового плана. Завтра внесем основные параметры трехлетнего плана, который будет базироваться на подправленном, скорректированном прогнозе», – отчитывался Кудрин. Но президенту показалось, что глава Минфина пропускает очень важную тему. «Что касается трехлетнего бюджетного плана. Недавно в узком составе Совета безопасности обсуждались вопросы гособоронзаказа и строительства силовой составляющей страны, – напомнил министрам глава государства. – Я прошу, чтобы МЭРТ продолжал работу. Нужно, чтобы Минфин был в курсе этих обсуждений и включился в эту работу». По словам Путина, необходимо, чтобы «мы на эту трехлетку вышли с полным сознанием приоритетов, куда должны двигаться, что и как поправить в интересах Вооруженных сил, других силовых ведомств».
Глава правительства Михаил Фрадков хотел было сделать очередной ловкий аппаратный ход, доложив Путину, какие документы, когда и кем будут рассматриваться. Но президента эти подробности уже мало интересовали. «Это касается, разумеется, и денежного довольствия военнослужащих, – закруглил он тему. – Я прошу, чтобы эта работа не прекращалась ни на минуту».